Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"

В 2000 году проект «Гражданин» стал неотъемлемой частью региональной системы гражданского образования Самарской области, а с 2001 года – времени старта Всероссийской акции «Я – гражданин России», и всей Российской Федерации.

Высокое признание эффективности проекта «Гражданин» определяется интенсивным включением молодого поколения российских граждан в общественную жизнь:

  • социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реальными делами улучшить социальную ситуацию в своей родной местности;
  • социальные проекты дают возможность учащимся соотнести общие представления о тенденциях развития общества, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, их семьи, учителя; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона города, края, наконец, страны в целом;
  • он минимально затратен по ресурсам, даёт возможность проявить самостоятельность и организаторские способности учащимся с разным уровнем подготовки;
  • технология проекта «Гражданин» помогает ученикам не только по зову сердца приниматься за общественно-полезные дела, но и, что очень важно, конструктивно организовывать работу и извлекать из этого жизненные уроки;

данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, элективных курсах), так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования, общественных детских и молодежных объединениях.

Методика проекта предполагает деятельность группы учащихся в определенной логике, которую можно структурно представить следующей схемой.

 20

Описание стадий социально-образовательного проекта «Гражданин».

1. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Целью этой стадии является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, города, района, области.

6

  • Рассказ педагога о специфике социально-образовательного проекта «Гражданин», его возможностях в решении важных проблем конкретной местности.
  • Выяснение желания ребят участвовать в проекте, в той или иной роли (юрист, аналитик, социолог, журналист, оформитель и др.).
  • Проверка знаний и умений школьников, их предствалений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области, необходимых для социально-значимой деятельности.
  • Актуализация знаний учащихся о структуре органов государственной и местной  власти, анализ нынешней ситуации данной территории, рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
  • Достижения понимания учащимися роли  граждан в формровании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы граждан по отношению к государственным и местным органам власти в реализации актуальной программы деятельности.

ИТОГ РАБОТЫ – четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях,  проверка навыков делового общения, анализа разнообразных материалов (статистики социологических опросов, СМИ, нормативных документов и др.).

 2. Выбор проблемы.

5

Цель данной стадии детальный анализ широкого спектра проблем, которые весьма актуальны для конкретной территории и требуют своего решения.

21

В ходе этой стадии учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. 
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти участников, благоустройство и инфраструктура и др.) путем рейтингового голосования выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневной проблемы.

22

Итогом работы на второй стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапах, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решают определенные организационные вопросы.

3. Сбор и анализ информации.

В рамках деятельности на этой стадии учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнообразный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

1234

Первая группа - анализирует  законодательные материалы разных уровней власти.

Вторая группа - проводит социологические исследования среди различных групп населения.

Третья группа - изучает материалы средств массовой информации и Интернета.

Четвертая группа - взаимодействует с экспертами для получения информации о состоянии дел на конкретной территории.

После завершения сбора информации каждая исследовательская группа должна проанализировать собранный материал исходя из целого ряда параметров:

  • Актуальность избранной проблемы для определенных групп населения территории.
  • Причины ее нерешенности или забвения со стороны различных уровней власти.
  • Реализация данной проблемы в рамках существующего федерального, регионального или местного правового поля.
  • Вариантов решения проблемы и их технико-экономического обоснования.

После этого каждая группа должна представить участникам проектной команды результаты своей работы.

Участникам проекта необходимо сопоставить сведения, полученные из различных источников, и при наличии значительных расхождений следует либо проверить информацию еще раз через надежные источники, либо отказаться от ее использования в проекте.

Систематизированные материалы следует сгруппировать по каждому из исследовательских блоков, сделать резюме, так как впоследствии они составят аналитическую основу проекта и станут базой для реализации следующего этапа.

Итогом работы третьей стадии является  всеобъемлющая и структурированная информация по выбранной школьниками актуальной социальной проблеме.

4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

7

Основной задачей данной стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта

23

Важным фактором успешности проекта является привлечение к нему различных групп поддержки.

24

25

Это трудоемкий этап работы, потому что школьники должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему. 
  На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров. 

План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.

Действия

Сроки

Ответственные

Ресурсы

Результаты

Фактические исполнители

1

           

2

           

3

           

Или:

Направление

(блок, раздел)

Задачи

Действия,

акции

Сроки

Средства

Ответственные

     

Начало

Окончание

   

1

           

2

           

 

5. Реализация плана действий.

15

Эта стадия предполагает, что щкольники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.

26

161712

6. Подготовка к защите проектов.

Демонстрационный блок

Документальный блок

13 14

Стенды (80х100 см)

которые включают в себя:

· фотографии,

·оригинальные рисунки,

· плакаты,

· схемы,

· графики,

· диаграмы и др.

1 РАЗДЕЛ: материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.

2 РАЗДЕЛ: обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы, имевшиеся попытки ее решения.

3 РАЗДЕЛ: программа действий, разработанная школьниками.

4 РАЗДЕЛ: описание путей реализации программы, действий команды по решению избранной проблемы

 

В ходе этой стадии идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см. X 100 см.) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2 – 5 стадиям деятельности команды над проектом. В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. 

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 – 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы. Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7. Презентация проектов.

9

В рамках VII стадии проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. 

Модель презентации проекта

11

Критерии оценки выступления:

Компетентность, свободное владение материалом; глубина и четкость ответов на вопосы; эмоциональность выступления; использование материалов стенда

10

Выступление команды

(10 мин.)

Вопросы

жюри и аудитории

 

27 

8. Рефлексия.

8

Цель – анализ самими учащимися стадий подготовки и реализации проекта, его представления на конкурсе.

28

29

На последней стадии при поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта. 

Школьники, участвуя в проекте «Гражданин» приобретают и совершенствуют:

  • знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;
  • навыки анализа разнородных средств массовой информации;
  • навыки проведения простейшего социологического исследования;
  • умения деловой переписки;
  • умение обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме;
  • умение анализировать современную ситуацию на рынке труда;
  • навыки подготовки бюджета проекта, отработка способов получения спонсорской поддержки;
  • самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий;
  • умения строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;
  • чувство ответственности и  самодисциплины;
  • умение сочетать личные и общественные интересы.

 После того, как в большинстве образовательных организаций Самарской области стал активно внедряться курс «Основы жизненного самоопределения», на базе областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования  начал функционировать региональный Центр гражданского образования.

 Важнейшей задачей данной научно-методической структуры являлся поиск и внедрение новых технологий действенного граждановедения. Руководитель Центра - кандидат исторических наук Пахомов В.П.  осознавал, что курсу «ОЖС» нужен реальный выход за пределы школ, требуются методики соприкосновения школьников с реальными социально-экономическими процессами, актуальными проблемами развития своих территорий, приобретения опыта сотрудничества с властными структурами, общественностью.

1После анализа различных видов социальной практики был сделан вывод, что наиболее эффективным ресурсом приобретения учащимися гражданских и социальных компетенций является социальное проектирование.

 Было изучено несколько зарубежных и российских методик социального проектирования, вопросов их включения в систему учебной и внеклассной деятельности школы, индикаторов эффективности школьных социальных проектов.

 В течение 1998 года была отработана оригинальная модель социального проекта «Гражданин», а в 1999 год стал временем его активной апробации.

 Данная технология предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем конкретной территории, проведения социологических опросов населения, изучение юридической базы и материалов СМИ по проблеме проекта, изучение механизмов принятия решений властными структурами, формирование пакетов предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности граждан, а также активного участия самих школьников по реализации проекта.

 Для российских школьников социальный проект «Гражданин» весьма актуален тем, что в процессе конкретной деятельности знакомит их с методами и процессами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в изменении социальной инфраструктуры родной местности.

 Методической основой для запуска проекта в образовательных учреждениях Самарской области стал информационно-обучающий семинар "Активные методы гражданского образования" (Самара, 26 – 28 февраля 1999 г.), в котором принимало участие более 40 опытных учителей граждановедения из Самарской области. 

Вскоре, в работу по апробации самарской версии проекта "Гражданин" включались пилотные образовательные учреждения городов Самары, Тольятти, Сызрани и Кинель-Черкасского района. В течение 1999 года в этой деятельности приняли участие 45 школ, лицеев и гимназий, где шел интересный творческий процесс "обкатки" новой педагогической технологии. 

В 1999 году алгоритм проекта представлял многоступенчатую социально-образовательную практику школьников, которая предполагала, что в течении года они сумеют разработать и внедрить три разноуровневых социальных проекта "Гражданин", адресованные в различные властные вертикали: 

I этап  "Моя малая родина" 

II этап "Родному городу (району) желаем..." 

III этап "Наш пакет предложений кандидатам в депутаты Государственной Думы"(так как в этом году были выборы в высший законодательный орган России). 

 

Победителями областного конкурса на первом этапе стали учащиеся школы № 6 г. Самары, которые в последствии представили свой проект "Чистый пляж" в Москве, в мае 1999 г., на Всероссийской неделе гражданского образования.

2

 

Результаты их работы (видеоматериалы защиты проекта, портфолио и презентационный стенд) были затем представлены Межрегиональной ассоциацией "За гражданское образование" в июле 1999 г. на Международном конгрессе "Сивитас" в г.Палермо и получили позитивную оценку участников.

В 2000 году  проект "Гражданин" становится неотъемлемой частью региональной системы гражданского образования. 

По итогам финала III этапа областного конкурса школьных проектов "Гражданин" 18 января 2000 г. состоялся "круглый стол" с участием руководства Главного управления образованием области, муниципальных методических служб, гостей конкурса: представителей "Учительской газеты", Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование", Московского Научно-методического центра "Гражданин", на котором была отмечена успешность реализации проекта в образовательных учреждениях региона, эффективность данного проекта в формировании у учащихся активной гражданской позиции.

Социологические опросы, проведенные сотрудниками ЦГО среди учителей, учащихся и родителей, показали позитивное влияние проектной деятельности на воспитание у школьников чувства ответственности за положение дел на своей территории, умение находить рецепты для решения локальных социальных проблем, сплоченно и компетентно работать в команде, отстаивать свою позицию перед властными структурами. 

Проект "Гражданин" нашел позитивный отклик у губернатора К.А. Титова, органов законодательной власти, руководителей ряда территорий области, получил широкое освещение на страницах центральных и местных изданий. 

3В феврале 2000 года Главное управление образования Администрации Самарской области санкционировало проведение ежегодного конкурса проектов "Гражданин" в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Самарской области. Было утверждено и Положение об областном конкурсе проектов "Гражданин". Таким образом, практика социального проектирования получила одобрение и поддержку различных органов власти региона.

С 2000 года после серии семинаров-тренингов, методических конференций и консультаций, проводимых сотрудниками самарского ЦГО и работников муниципальных методических служб по вопросам технологии социального проектирования школьников проект "Гражданин" органично вписался в контекст регионального образовательно-воспитательного курса "Основы жизненного самоопределения", деятельности учреждений дополнительного образования и молодёжных общественных формирований.

Победителями областного конкурса на I этапе в 2000 году стали учащиеся экономического лицея г. Самары (проект "Установка светофора") и школы № 3 с. Кинель - Черкассы (проект "Колокола памяти"). Команды этих школ были приглашены на презентацию данных проектов на Всероссийскую неделю гражданского образования, которая проходила в Подмосковье в мае 2000г.

Сюда, на встречу с педагогами и школьниками приехали министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов и Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнёв, которые познакомились с самарскими проектами и предложили педагогической общественности страны сделать данный проект основой Всероссийской акции "Я - гражданин России", а Самарскому региональному Центру гражданского образования взять на себя ее научно-методическое обеспечение. 

В сентябре 2000 г. министр образования В.М. Филиппов, находясь вместе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Самарской области, побывал в региональном Центре гражданского образования, где подробно познакомился с перспективами внедрения проекта "Гражданин" в образовательных учреждениях области, опытом взаимодействия учащихся с органами власти по реализации своих предложений, методическим инструментарием проекта. 4

В 2001 г. школы Самарской области приняли активное участие во Всероссийской акции "Я - гражданин России". Пять из них были представлены на ее финале в Всероссийском детском центре "Орлёнок". 

В ходе образовательной практики, по желаниям педагогов и администраторов образовательных учреждений в 2002 г. был изменен алгоритм проведения областных конкурсов проектов "Гражданин".Он стал синхронизироваться с полугодиями учебного года и действовать в двухступенчатом режиме: сентябрь-ноябрь - этап "Моя малая Родина", январь-март - "Родному городу, району желаем...". Победители двух этапов областных конкурсов второго этапа становятся претендентами на участие в финале Всероссийской акции "Я - гражданин России". 

Всё это позволило обеспечить непрерывность практики социального проектирования в течение учебного года. В 2002 г. заметно возросло количество проектов, разработанных учащимися области в течение года, стала шире и разнообразнее их тематика. При подведении ежегодных итогов заочного этапа Всероссийской акции "Я - гражданин России" команды Самарской области становятся участниками финала акции.

59 сентября 2002 г. команда школы № 29 г. Сызрани - один их лидеров II Всероссийской акции "Я - гражданин России" представляла свой проект "Школьная служба трудоустройства "Надежда" участникам и гостям Международного конгресса лидеров программы CIVITAS, который проходил в Москве.

В числе гостей конгресса с проектом сызранских школьников познакомились председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнев и Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. 

За годы внедрения методики социально-образовательного проекта "Гражданин" в Самарской области дали целый ряд позитивных результатов:

  • рост числа школьников, участвующих в социальном проектировании,
  • стали регулярно проводиться обучающие семинары и консультации для различных категорий работников образования: классных руководителей, социальных педагогов, учителей граждановедения и заместителей директоров школ,
  • социально-образовательный проект "Гражданин" оказал влияние на рост методического мастерства педагогов области,
  • стала реальной тенденция внедрения активных методов в преподавание обществоведческих дисциплин,
  • из числа самарских учителей выросла целая плеяда методистов-тренеров по вопросам социального проектирования школьников,
  • группа самарских школ стала методическими площадками по пропаганде технологии социального проектирования среди российских педагогов-обществоведов,
  • Центром гражданского образования был подготовлен целый ряд методических пособий по методике разработки и реализации школьных социальных проектов.

67