После того, как в большинстве образовательных организаций Самарской области стал активно внедряться курс «Основы жизненного самоопределения», на базе областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования  начал функционировать региональный Центр гражданского образования.

 Важнейшей задачей данной научно-методической структуры являлся поиск и внедрение новых технологий действенного граждановедения. Руководитель Центра - кандидат исторических наук Пахомов В.П.  осознавал, что курсу «ОЖС» нужен реальный выход за пределы школ, требуются методики соприкосновения школьников с реальными социально-экономическими процессами, актуальными проблемами развития своих территорий, приобретения опыта сотрудничества с властными структурами, общественностью.

1После анализа различных видов социальной практики был сделан вывод, что наиболее эффективным ресурсом приобретения учащимися гражданских и социальных компетенций является социальное проектирование.

 Было изучено несколько зарубежных и российских методик социального проектирования, вопросов их включения в систему учебной и внеклассной деятельности школы, индикаторов эффективности школьных социальных проектов.

 В течение 1998 года была отработана оригинальная модель социального проекта «Гражданин», а в 1999 год стал временем его активной апробации.

 Данная технология предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем конкретной территории, проведения социологических опросов населения, изучение юридической базы и материалов СМИ по проблеме проекта, изучение механизмов принятия решений властными структурами, формирование пакетов предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности граждан, а также активного участия самих школьников по реализации проекта.

 Для российских школьников социальный проект «Гражданин» весьма актуален тем, что в процессе конкретной деятельности знакомит их с методами и процессами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в изменении социальной инфраструктуры родной местности.

 Методической основой для запуска проекта в образовательных учреждениях Самарской области стал информационно-обучающий семинар "Активные методы гражданского образования" (Самара, 26 – 28 февраля 1999 г.), в котором принимало участие более 40 опытных учителей граждановедения из Самарской области. 

Вскоре, в работу по апробации самарской версии проекта "Гражданин" включались пилотные образовательные учреждения городов Самары, Тольятти, Сызрани и Кинель-Черкасского района. В течение 1999 года в этой деятельности приняли участие 45 школ, лицеев и гимназий, где шел интересный творческий процесс "обкатки" новой педагогической технологии. 

В 1999 году алгоритм проекта представлял многоступенчатую социально-образовательную практику школьников, которая предполагала, что в течении года они сумеют разработать и внедрить три разноуровневых социальных проекта "Гражданин", адресованные в различные властные вертикали: 

I этап  "Моя малая родина" 

II этап "Родному городу (району) желаем..." 

III этап "Наш пакет предложений кандидатам в депутаты Государственной Думы"(так как в этом году были выборы в высший законодательный орган России). 

 

Победителями областного конкурса на первом этапе стали учащиеся школы № 6 г. Самары, которые в последствии представили свой проект "Чистый пляж" в Москве, в мае 1999 г., на Всероссийской неделе гражданского образования.

2

 

Результаты их работы (видеоматериалы защиты проекта, портфолио и презентационный стенд) были затем представлены Межрегиональной ассоциацией "За гражданское образование" в июле 1999 г. на Международном конгрессе "Сивитас" в г.Палермо и получили позитивную оценку участников.

В 2000 году  проект "Гражданин" становится неотъемлемой частью региональной системы гражданского образования. 

По итогам финала III этапа областного конкурса школьных проектов "Гражданин" 18 января 2000 г. состоялся "круглый стол" с участием руководства Главного управления образованием области, муниципальных методических служб, гостей конкурса: представителей "Учительской газеты", Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование", Московского Научно-методического центра "Гражданин", на котором была отмечена успешность реализации проекта в образовательных учреждениях региона, эффективность данного проекта в формировании у учащихся активной гражданской позиции.

Социологические опросы, проведенные сотрудниками ЦГО среди учителей, учащихся и родителей, показали позитивное влияние проектной деятельности на воспитание у школьников чувства ответственности за положение дел на своей территории, умение находить рецепты для решения локальных социальных проблем, сплоченно и компетентно работать в команде, отстаивать свою позицию перед властными структурами. 

Проект "Гражданин" нашел позитивный отклик у губернатора К.А. Титова, органов законодательной власти, руководителей ряда территорий области, получил широкое освещение на страницах центральных и местных изданий. 

3В феврале 2000 года Главное управление образования Администрации Самарской области санкционировало проведение ежегодного конкурса проектов "Гражданин" в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Самарской области. Было утверждено и Положение об областном конкурсе проектов "Гражданин". Таким образом, практика социального проектирования получила одобрение и поддержку различных органов власти региона.

С 2000 года после серии семинаров-тренингов, методических конференций и консультаций, проводимых сотрудниками самарского ЦГО и работников муниципальных методических служб по вопросам технологии социального проектирования школьников проект "Гражданин" органично вписался в контекст регионального образовательно-воспитательного курса "Основы жизненного самоопределения", деятельности учреждений дополнительного образования и молодёжных общественных формирований.

Победителями областного конкурса на I этапе в 2000 году стали учащиеся экономического лицея г. Самары (проект "Установка светофора") и школы № 3 с. Кинель - Черкассы (проект "Колокола памяти"). Команды этих школ были приглашены на презентацию данных проектов на Всероссийскую неделю гражданского образования, которая проходила в Подмосковье в мае 2000г.

Сюда, на встречу с педагогами и школьниками приехали министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов и Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнёв, которые познакомились с самарскими проектами и предложили педагогической общественности страны сделать данный проект основой Всероссийской акции "Я - гражданин России", а Самарскому региональному Центру гражданского образования взять на себя ее научно-методическое обеспечение. 

В сентябре 2000 г. министр образования В.М. Филиппов, находясь вместе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Самарской области, побывал в региональном Центре гражданского образования, где подробно познакомился с перспективами внедрения проекта "Гражданин" в образовательных учреждениях области, опытом взаимодействия учащихся с органами власти по реализации своих предложений, методическим инструментарием проекта. 4

В 2001 г. школы Самарской области приняли активное участие во Всероссийской акции "Я - гражданин России". Пять из них были представлены на ее финале в Всероссийском детском центре "Орлёнок". 

В ходе образовательной практики, по желаниям педагогов и администраторов образовательных учреждений в 2002 г. был изменен алгоритм проведения областных конкурсов проектов "Гражданин".Он стал синхронизироваться с полугодиями учебного года и действовать в двухступенчатом режиме: сентябрь-ноябрь - этап "Моя малая Родина", январь-март - "Родному городу, району желаем...". Победители двух этапов областных конкурсов второго этапа становятся претендентами на участие в финале Всероссийской акции "Я - гражданин России". 

Всё это позволило обеспечить непрерывность практики социального проектирования в течение учебного года. В 2002 г. заметно возросло количество проектов, разработанных учащимися области в течение года, стала шире и разнообразнее их тематика. При подведении ежегодных итогов заочного этапа Всероссийской акции "Я - гражданин России" команды Самарской области становятся участниками финала акции.

59 сентября 2002 г. команда школы № 29 г. Сызрани - один их лидеров II Всероссийской акции "Я - гражданин России" представляла свой проект "Школьная служба трудоустройства "Надежда" участникам и гостям Международного конгресса лидеров программы CIVITAS, который проходил в Москве.

В числе гостей конгресса с проектом сызранских школьников познакомились председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнев и Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. 

За годы внедрения методики социально-образовательного проекта "Гражданин" в Самарской области дали целый ряд позитивных результатов:

  • рост числа школьников, участвующих в социальном проектировании,
  • стали регулярно проводиться обучающие семинары и консультации для различных категорий работников образования: классных руководителей, социальных педагогов, учителей граждановедения и заместителей директоров школ,
  • социально-образовательный проект "Гражданин" оказал влияние на рост методического мастерства педагогов области,
  • стала реальной тенденция внедрения активных методов в преподавание обществоведческих дисциплин,
  • из числа самарских учителей выросла целая плеяда методистов-тренеров по вопросам социального проектирования школьников,
  • группа самарских школ стала методическими площадками по пропаганде технологии социального проектирования среди российских педагогов-обществоведов,
  • Центром гражданского образования был подготовлен целый ряд методических пособий по методике разработки и реализации школьных социальных проектов.

67