Самарский Дворец детского и юношеского творчества - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

hiujnhki12hiujnhki13

Федеральное агентство по образованию, поддерживая практику проведения национального смотра социальных проектов школьников, скорректировало осенью 2004 года положение о V Всероссийской акции, которое несколько изменилось.

Положение о V Всероссийской акции

«Я- гражданин России»

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на формирующуюся систему гражданского образования детей и молодежи.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Общие положения

Настоящее положение определяет статус, цели и задачи V Всероссийской акции «Я - гражданин России» (далее - Акция).

Учредителями Акции являются Федеральное агентство по образованию, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный центр гражданского образования, дирекция партнерства «Сивитас-Россия».

Цель Акции

      Акция  проводится  с  целью  формирования  у  молодых  гражданактивной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи Акции

образовательные:

- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания и граждановедения;

- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

- развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- приобретение навыков групповой работы.
воспитательные:

- привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;

- формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;

- формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.

Участники Акции

В Акции принимают участие группы обучающихся в возрасте 11-18 лет общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем селе, районе, городе, регионе, стране.

Взрослые (администрация и педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие  в Акции  на правах  консультантов, экспертов,  членов  жюри.

Порядок проведения Акции

Принимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения и других учебных дисциплин, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

    Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: панки документов и раздвижного стенда.

Панка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команды по проблеме в логической и хронологической последовательности.

Данные материалы в папке и стенде распределяются по 4 основным разделам проекта:

  1. Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города,

области

  1. II. Сбор и анализ информации по избранной проблеме

III. Программа действий, которую предлагает данная команда

  1. Реализация плана действий команды

Папка документов представляется в жюри для детального анализа логики работы школьников но разработке и реализации проекта.

На раздвижном стенде (четыре створки - размером 80 см х 100 см каждая) размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить свой проект и шаги его реализации во время устной презентации.

В качестве варианта визуальной презентации вместо раздвижного стенда допускается мультимедийный показ материалов но проекту в указанной логике количеством слайдов не более 20. Демонстрационные материалы по проекту выполняются в программе «Power Point».

Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах.

Устная презентация - это выступление команды из 4-6 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников из других команд и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, региональные конкурсы Акции.

Этапы и сроки проведения акции:

Подготовительный этап (октябрь - декабрь 2004 г.)

- Создание всероссийского оргкомитета Акции.

- Формирование региональных оргкомитетов управлениями образования субъектов Российской Федерации.

- Проведение информационных совещаний в регионах по организации Акции на местах.

-Обеспечение информационной поддержки Акции ее оргкомитетом совместно с региональными органами управления образованием (выпуск и распространение положения об Акции в образовательных учреждениях разных типов и видов, средствах массовой информации и ДР-)

Первый этап (январь - март 2005 г.)

     Проведение Акции в субъектах Российской Федерации. Конкурсы по решению местных органов управления образованием проводятся на одном, двух или трех уровнях: 1-й - район; 2-й - город; 3-й — регион.

    Папки документов и фотографии четырех створок раздвижного стенда (или компакт - диск с заменяющей стенд мультимедийной презентацией) победителей регионального этапа (не более трех проектов) направляются в оргкомитет вместе с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации и протоколом до 1 апреля 2005 года (по почтовому штемпелю).

    Желательно предоставление электронного варианта материалов портфолио и сценарного плана защиты проекта в текстовом редакторе «Word for windows 6.0».

   В том случае, если региональный этап не проводился, в оргкомитет присылаются не более трех проектов с сопроводительным письмом органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

    Проекты направлять по адресу: 443111 г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319, Самарский региональный центр гражданского образования (с пометкой «Всероссийская акция «Я - гражданин России»).

Второй этап (апрель 2005 г.) - федеральный (заочный)

Экспертиза проектов всероссийским жюри, определение участников финала.

Третий этап (лето 2005 г.) - Всероссийский финал Акции

Финал Акции проводится в одном из регионов Российской Федерации. Финал предполагает сбор региональных команд - победителей Акции, проведение защиты проектов, обмен опытом работы педагогов.

Руководство Всероссийской акцией

Общее руководство подготовкой и проведением Акции осуществляет Оргкомитет (приложение 1).

Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Региональные оргкомитеты формируют жюри региональных этапов.

Оргкомитет Акции формирует жюри Всероссийского этапа.

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов, определяет лучшие из них.

Телефоны для справок:

- отдел воспитательной работы и спорта Управления по делам
молодежи Федерального агентства по образованию - (095) 237-84-14 -
Калиш        Ирина        Викторовна;         e-mail: ikalish(5),vandex.ru

- Самарский региональный центр гражданского образования:
443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319. Тел./факс (8462) 51-74-
34,     42-65-68 -  Пахомов  Владимир  Петрович;     e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Критерии оценки проектов.

Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям, с учетом методики работы школьных команд над социальными проектами (приложение 2):

  • актуальность и важность поставленных проблем;
  • социальная значимость проблемы;
  • юридическая правомерность действий;
  • самостоятельность разработки проекта;
  • разноуровневость взаимодействия с властными структурами;
  • реалистичность, экономичность;
  • перспективность;
  • практические результаты.

Подведение итогов Акции и награждение победителей

Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами управлений образованием субъектов Российской Федерации.

По итогам третьего этапа Акции все команды-участницы награждаются свидетельствами, а победители приглашаются для участия в финале Акции летом 2005 года.

Приложение 1 к Положению о V Всероссийской акции

«Я - гражданин России»

Оргкомитет

Всероссийской акции «Я - гражданин России» 

Казенов Александр Александрович - заместитель Руководителя Федерального агентства по образованию - председатель оргкомитета;

Баринов Сергей Вячеславович - начальник Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, заместитель председателя оргкомитета;

Положевец Петр Григорьевич - главный редактор «Учительской газеты», президент межрегиональной ассоциации «За Гражданское образование», сопредседатель оргкомитета;

Мельниченко Игорь Иннокентьевич - заместитель начальника Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, кандидат философских наук— заместитель председателя оргкомитета;

Березина Валентина Александровна - заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук доцент, заместитель председателя оргкомитета;

Беляков Евгений Михайлович - директор партнерства «Сивитас -Россия»;

Болотина Татьяна Владимировна - заведующая кафедрой исторического образования и права, директор Центра гражданского образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;

Воскресенская Наталья Михайловна - заведующая лабораторией сравнительной педагогики РАО, кандидат педагогических наук, доцент;

Димова Ирина Георгиевна - первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор ассоциации «За гражданское образование», кандидат педагогических наук;

Егорова Алла Васильевна - начальник отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства и спорта, кандидат педагогических наук;

Калиш Ирина Викторовна - главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь оргкомитета;

Пахомов Владимир Петрович — руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования, кандидат исторических наук, доцент.

 Особенности акции

С 23 июня по 2 июля 2005 года в  Детском оздоровительном лагере «Кировец» г. Воронеж проходил финал V Всероссийской акции «Я - гражданин России». Город Воронеж был выбран местом проведения Акции не случайно. На протяжении пяти лет воронежские школьники представляют очень результативные, технологически выверенные социально-значимые проекты. В заочном этапе Всероссийской Акции приняло участие боле 1500 школьных команд из 54 регионов Российской Федерации. Во Всероссийское жюри поступило 167 проектов, из которых для участия в финале акции было отобрано 20 лучших проектов.

Список участников финала Всероссийской акции

Название проекта

Образовательная организация

Территория

1

«Школьная туристическая фирма «Ак-Кула»

МОУ СОШ с.Камлак

Республика Алтай

2

«Закладка городского парка «Парк Победы»

МОУ СОШ № 21 г.Элиста

Республика Калмыкия

3

«Большому кораблю — большое плавание»

МОУ СОШ № 2 г.Ядрин

Республика Чувашия

4

«Берегись автомобиля!»

Лицей «Эрудит»

Алтайский край

5

«Чистая остановка — лицо села»

МОУ СОШ с.Писаревка

Брянская область

6

«Счастьем поделись с другим»

МОУ СОШ № 1 г.Владимир

Владимирская область

7

«Украсим мир, полученный в наследство»

МОУ гимназия № 4 г.Волгоград

Волгоградская область

8

«Память потомков»

МОУ р.п.Кантемировка

Воронежская область

9

«Свет родных берез»

Социально-реалибилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»

Ивановская область

10

«Галерея памяти «Лица Колымы»

МОУ «Центр образования» № 29 г.Магадан

Магаданская область

11

«Живая история»

МОУ СОШ № 6 г.Реутов

Московская область

12

«Право на радость»

СОШ № 63 г.Пенза

Пензенская область

13

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

СОШ д.Опухлики

Псковская область

14

«Площадка моей мечты»

МОУ ДОД «ДПШ» г.Сальск

Ростовская область

15

«Обелиск»

МОУ СОШ № 34 г.Самара

Самарская область

16

«Дороги судьбы — дороги Победы»

МОУ СОШ № 1 г.Поронайск

Сахалинская область

17

«Участие школьников в деле защиты природы родного края»

МОУ СОШ с.Поросино

Томская область

18

«Гвардейская Слава»

МОУ СОШ № 17 г.Челябинск

Челябинская область

19

«Живая память»

Гимназия № 426 г.Санкт-Петербург

г.Санкт-Петербург

20

«Преодоление»

ГОУ «Центр образования» № 1863 г.Москва

г.Москва

По тематике представленные проекты можно разделить на следующие основные группы:

* благоустройство материально-бытовой сферы своих территорий;

* улучшение духовно-нравственного климата в сообществах;

* оказание помощи определенным группам людей, нуждающихся в специальной поддержке и заботе.

* защита членов сообщества от неблагоприятных воздействий (экология, наркомания, вредные привычки и др.).

В связи с приближающимся 60-летним юбилеем Победы советского народа в Великой Отечественной войне значительное число проектов, так или иначе, было связано с увековечиванием памяти об участниках этой войны и заботе о ветеранах.

    Особенностью проведения V Всероссийской акции «Я — гражданин России» стало приглашение на финал акции 12 региональных координаторов проекта «К демократическим ценностям — через гражданское образование». Таким образом, региональные координаторы получили уникальную возможность познакомиться с лучшими проектами, подготовленными в ходе акции в различных регионах России, получить наглядное представление о ходе финала Всероссийской акции, а также возможность взаимодействовать с педагогами-координаторами лучших школьных проектов. Подобная практика способствовала обмену опытом и профессиональному взаимообогащению всех вовлеченных в нее групп педагогов и учащихся.

   Проведение финала этой акции было насыщено яркими и злободневными событиями. На территории детского оздоровительного лагеря «Кировец» состоялось торжественное открытие обелиска памяти жителей Воронежа, погибших в войнах ХХ столетия. В открытии обелиска приняли участие представители Администрации Воронежской области, ветераны, участники акции «Я — гражданин России». Для многих ребят это событие было особенно значимым, так как значительная часть социальных проектов, подготовленных ими в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, были посвящены увековечиванию памяти наших соотечественников, на фронте и в тылу отстоявших независимость нашей страны.

    В ходе проведения этого смотра гражданских инициатив российской молодёжи проходили презентации самых разнообразных социальных проектов, разработанных командами - финалистами акции. Представленные проекты оценивались тремя независимыми жюри: официальным жюри, в которое входили члены оргкомитета акции, второе жюри представляли региональные координаторы Всероссийской программы «К демократическим ценностям — через гражданское образование», и, наконец, третье жюри составляли школьники — представители команд финалистов акции.

    Официальное жюри определило шесть лучших проектов акции, в число которых вошел проект «Свет родных берез», разработанный воспитанниками социально-реабилитационного центра «Росток» Ивановской области. Участники проекта создали «живой» памятник в виде березовой аллеи памяти ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в городе Гаврилов Посад, собрали материал об участии их земляков в сражениях Великой Отечественной войны и уточнили список ветеранов, проживающих в их родном городе.

    Члены команды школы № 63 г.Пензы, разработавшие проект «Право на радость», добились решения о введении дополнительного транспортного маршрута для перевозки детей-инвалидов, приняли участие в организации занятий по программе «Иппотерапия» - верховой езде этих детей в лечебных целях и изготовлении тренажеров для развития мелкой моторики рук детей-инвалидов.

   Ярко выраженную природоохранную направленность имел проект «Участие школьников в защите природы родного края» Поросинской средней школы Томской области, участники которого добились придание прилегающему к поселку кедровому парку статуса природоохранной территории и принятия решения администрации района о запрещении какого-либо строительства на территории этого объекта.

    Увековечиванию памяти об узниках концлагеря, находившегося во время нацисткой оккупации на территории Кантемировского района Воронежской области, был посвящен проект «Память потомков», разработанный учениками Кантемировского лицея.

    Участники проекта «Берегись автомобиля!» из лицея «Эрудит» г. Рубцовска Алтайского края добились установки дорожных знаков и дорожной разметки на прилегающих к лицею дорогах, что способствовало снижению числа дорожно-транспортных происшествий и обеспечению большей безопасности движения.

    Силами шестиклассников Писаревской средней школы Брянской области, разработавших проект «Чистая остановка — лицо села», был осуществлен ремонт и благоустройство остановки общественного транспорта на трассе близ села. Этот проект получил также и приз зрительских симпатий.

Таким образом, лучшие проекты Всероссийской акции представляли практически весь тематический спектр школьных социальных проектов, в каждом из проектов участникам удалось добиться не только привлечения внимания общественности и властных структур к поднятой в проекте проблеме, но практически полной реализации плана действия по ее разрешению.

Работа над Мегапроектами

С 29 по 30 июня участники финала V Всероссийской акции «Я — гражданин России» были заняты разработкой двух федеральных мегапроектов, направленных на решение проблем общих практически для всех местных сообществ в России. Для работы над мегапроектами объединялись в команды ребята из самых разных регионов Российской Федерации совместными усилиями разработавшие два национальных проекта, представленных участникам и гостям финала Всероссийской акции.

    Проект «Дикая поросль», в разработке которого участвовали школьники из Чувашии, Калмыкии, Республики Алтай, Алтайского края, Воронежской, Самарской, Брянской, Московской и Ростовской областей был посвящен чрезвычайно обострившейся в последние годы проблеме детской безнадзорности.Члены проектной группы в рамках мегапроекта провели социологический опрос среди участников финала акции, работников лагеря, педагогов по проблемам детской безнадзорности, изучили нормативно-законодательную базу по теме проекта, проанализировали материалы СМИ, а также взяли интервью у ряда специалистов. Участники проекта предложили ряд мероприятий с целью снижения уровня безнадзорности в России на федеральном и региональном уровнях, в системе общего и дополнительного образования детей.

На федеральном уровне:

  1. Обратиться к Правительству РФ с предложением введения на телевидении запрета на фильмы и передачи с пропагандой жестокости и насилия.
  2. Направить обращение к Президенту РФ Путину В.В. с призывом активизировать деятельность правительства в решении вопросов повышения благосостояния населения России.

На региональном уровне:

  1. Оказание всемерной поддержки развития молодежных организаций.
  2. Выделение 10 % эфирного времени на региональном телевидении и радио программам по гражданско-патриотической и спортивной тематике.
  3. Создание социальных роликов и их активное использование в рекламной практике.
  4. Обращение в органы местного самоуправления о введении в школах бесплатного питания.
  5. Вернуться к практике организации шефства предприятий и фирм над образовательными организациями.
  6. Создание в регионах телефона доверия и психологической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В системе общего образования:

  1. Совершенствовать системы психологической поддержки детства.
  2. Возобновление преподавания в школе курса этики и психологии семейной жизни.
  3. Обращение к истокам семьи через исследовательские работы «Моя родословная».

В системе дополнительного образования:

  1. Развитие индивидуального наставничества в рамках развития волонтерского движения.
  2. Проведение ежегодной акции «Дети — детям».

        В работе над проектом «Вагончик тронется, а что останется?» приняли участие школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской, Волгоградской, Челябинской, Ивановской, Пензенской, Томской, Сахалинской областей, поставившие своей целью привлечь внимание Министерства транспорта страны, ОАО «Российские железные дороги», местных органов власти субъектов РФ, общественности к решению проблемы экологического состояния территории вдоль российских железных дорог. Проведя социологическое исследование и проанализировав ситуацию, участники проекта выявили источники загрязнения железных дорог России: экологические катастрофы, природный фактор, но самое массовое загрязнение происходит вследствие образования несанкционированных свалок жителями прижелезнодорожных территорий, пассажирами и проводниками поездов.

      Участники побывали на железнодорожном вокзале г.Воронежа и встретились с дежурным по вокзалу и взяли интервью у начальника природоохранного отдела Управления Юго-Восточной железной дороги.

         Участники проекта из девяти территорий России в рамках реализации проекта выполнили следующие действия:

  1. Составили обращение в Управление ОАО «Российские железные дороги».
  2. Разработали памятку для пассажира как приложение к билету.
  3. Составили сценарий радиопередачи «Путёвые заметки».
  4. Провели конкурс эскизов социальной рекламы.
  5. Написали статью в СМИ с обращением к гражданам России, руководителям различных уровней.

     Работа над национальными мегапроектами способствовала сплочению ребят, формированию динамичных творческих групп, осознанию ими своей ответственности за благополучие и обустройство своей большой и малой родины.

      Много нового и интересного дала V Всероссийская акция пытливым умам и горячим сердцам российских школьников впервые открывшим для себя воронежскую землю, удивительно гостеприимный край с богатейшими традициями. Воронеж вписал свою памятную страницу в летопись Всероссийских акций.

В конце смены был проведен опрос школьников-участников акции о впечатлениях работы над проектами, о самой акции и ее финале.

***

«Претворяя в жизнь различные проекты, мы понимаем, что получаем огромный жизненные опыт. Мы учимся общаться и принимать правильные решения. Все это нам очень пригодится в жизни»

Агрес Олеся,

г.Санкт-Петербург

***

«Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, а значит, делая что-то в своем городе, ты делаешь что-то хорошее в стране, и значит ты — гражданин России»

Власова Елена,

г.Челябинск

***

«С возрастом начинаешь понимать значение таких извечных понятий, как патриотизм, гражданская позиция, лишь тогда рождается вера в будущее родного государства, и вместе с этим приходит желание непременно и немедленно что-нибудь сделать для него, для его процветания, чтобы о нем не говорили плохо, чтобы его люди жили счаствливо»

Ленкевич Александр,

г.Поронайск, Сахалинская область

***

«Акция делает нас лучше, согласитесь, нельзя же делать хорошее с абсолютно пустым и холодным сердцем»

Бодин Дмитрий,

г.Гаврилов Посад, Ивановская область