Научно-методическая основа и управление программой - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Новая воспитательная программа «Я — гражданин России»

 

Научно-методическая основа и управление программой «Я — гражданин России»

Одним из компонентов деятельности заместителя директора образовательной организации по воспитательной работе, педагога-обществоведа, классного руководителя является развитие системы гражданско-патриотического воспитания.

В качестве дополнительного ресурса, эффективно решающего данные проблемы, в Самарской области с 2009 года реализуется новая образовательно-воспитательная программа «Я — гражданин России».

В связи с переходом на новые образовательные стандарты и изменением структуры Базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, сотрудники регионального Центра гражданского образования стали искать новые ресурсы гражданско-патриотического воспитания, которые бы вписывались в стратегические содержательные линии гражданского образования, а с другой стороны были бы адекватны новым методологическим основам ФГОС – «Фундаментальному ядру содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В этот период один из организаторов и теоретиков российского граждановедения, руководитель московского научно-методического Центра «Гражданин», кандидат педагогических наук Я.В. Соколов подготовил комплект учебных пособий под общим названием «Я – гражданин России».

В этих пособиях автор постарался переформатировать важнейшие компоненты курса «Граждановедения» в систему образовательно-воспитательных методик для учащихся 5 – 9 классов, которые бы любой компетентный учитель – предметник (совсем не учитель обществознания), как классный руководитель – организатор воспитательной работы, мог активно использовать в контексте внеурочной работы со своими подопечными.

После встречи с Я.В. Соколовым и знакомством с текстами этих пособий, сотрудники РЦГО осознали, что данный «продукт» - это инновационная педагогическая технология, которая существенно расширяет инструментарий и соответственно, контингент педагогов, использующих эти пособия на практике.

В 2008 – 2009 учебном году Центр гражданского образования получил от Я.В. Соколова электронную версию 15 пособий, перечень которых был согласован с руководством регионального Министерства образования и науки, и начался эксперимент по апробации курса «Я – гражданин России» в двадцати образовательных учреждениях Самарской области.

Они были в больших и малых городах, сельской местности, причем разных типов, но педагоги, которые взялись за «обкатку» этих пособий, были очень заинтересованы в том, чтобы в школы был внесен новый содержательный контент и существенно обновилась система воспитательной деятельности как учителя обществознания, так и классных руководителей.

Чтобы максимально использовать потенциал данных пособий, для апробации были определены образовательные учреждения, в которых в качестве регионального компонента Базисного учебного плана в основной школе преподавался курс «Граждановедение»; а в других – он не преподавался.

Перед педагогическим коллективами первых школ мы выстроили педагогическую схему использования пособий программы в формате: «урок - классный час – социальная практика».

 Hi854joi45j

Здесь, на уроках граждановедения, тематика которых синхронизировалась с содержанием тех или иных пособий, шел разбор наиболее сложных аспектов книги (правовых, исторических и др.).

А затем на классном часе, который тематически являлся продолжением урока граждановедения, школьники вместе с классным руководителем в живой дискуссионной форме, с использованием примеров из собственной жизни, регионального развития, материалов СМИ, вели разговор о важных жизненных коллизиях, актуальных проблемах современной России.

Важнейшим элементом апробации данных пособий было развитие у школьников мотивации к посильной для них реальной преобразующей деятельности по решению самых актуальных проблем местного сообщества. Социальная практика, в зависимости от сложности проблемы, могла осуществляться в режиме добровольчества, волонтерства или социального проекта.

Другая группа школ (не имеющая в своем активе уроков граждановедения) осуществляли освоение массива пособий программы «Я – гражданин России» в режиме «классный час – социальная практика». Следует подчеркнуть, что социальная практика школьников являлась обязательным элементом методики внедрения данной программы, и от мастерства и энергии педагогов во многом зависело какую проблему учащиеся возьмутся решать, какими ресурсами, с какими партнерами и группами поддержки.

В ходе апробации появился целый калейдоскоп интересных школьных инициатив, акций, социальных проектов, которые получили поддержку местных органов власти и групп граждан.

 

В итоге апробации был сделан вывод об эффективности использования пособий данной программы, которая не только оживила практику учебной и воспитательной работы образовательных учреждений, но и стала основой и существенным элементом программы развития некоторых школ.

Программы развития ОУ зачастую корректируются с учетом возможностей, которые предоставляет программа «Я – гражданин России». В образовательных учреждениях создаются объединения педагогов для работы по программе, временные творческие группы. Разработаны и внедрены критерии оценки и контроля эффективности работы педагогов по реализации данной программы.

Структура управления программой «Я – гражданин России»

  1. создают модели внедрения программы «Я – гражданин России» (содержание, социальная практика),
  2. аккумулируют и обобщают передовой педагогический опыт,
  3. проводят семинары по обмену опытом реализации программы «Я – гражданин России»,
  4. консультируют педагогов ОУ, координируют работу методических объединений классных руководителей и педагогов.

Самарский Центр гражданского образования выстроил стройную систему научно-методической поддержки внедрения этой программы в регионе, которую наглядно иллюстрирует данная схема.

 Hi854joi45j3Hi854joi45j2Hi854joi45j4 

На протяжении 2010 – 2015 годов сотрудники Центра в тесном контакте с методистами ресурсных центров образовательных округов с опорой на базовые образовательные учреждения, в которых проходила первичная апробация пособий, в режиме семинаров, конференций, консультаций, оказывали помощь почти каждой школе или гимназии по более эффективному включению в систему их деятельности комплекта пособий программы «Я – гражданин России».

За этот период Центр гражданского образования проводил мониторинги внедрения данной программы, которые дали исчерпывающую информацию ее эффективности, органичном вхождении в русло важнейших показателей ФГОС второго поколения.

Сотрудники РЦГО видели свою задачу и в создании реальных методических продуктов, благодаря которым рядовой учитель может без особой подготовки использовать каждое из 15 пособий программы «Я – гражданин России».

   Руководство Министерства образования и науки Самарской области вышло с предложением к губернатору В.В. Артякову о закупке комплектов пособий этой программы для использования в системе образования региона. Это ходатайство было поддержано и в 2010 году 107 образовательных учреждений региона получили комплекты из 15 учебных пособий, каждое по 25 экземпляров школы стали отрабатывались свои модели их активного использования.

   Самарская область стала первой в России территорией по активному использованию этой программы, которая несомненно имеет инновационный характер и существенно обогатила арсенал гражданско-патриотического воспитания школьников.

    Воспитательно-образовательная программа «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского патриотического сознания, толерантности, правовой и политической культуры.

 Hi854joi45j6

Содержание программы

Воспитательно-образовательная программа «Я – гражданин России» состоит из 15 мобильных интерактивных модулей:

  1. Наша Родина-Великая Россия

Цель этого пособия: прививать учащимся чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Данное пособие предметно  знакомит учащихся с ёмким понятием «Родина», показывает неразрывную связь между страной и народом, который её населяет.

Здесь собран яркий и  эмоциональный материал об особенностях природы, истории, традиций разных народов Российской Федерации.

У них сложился единый российский национальный характер,  для которого характерны дружелюбие и толерантность.

Важнейшая черта россиян всех поколений - патриотизм и педагог сможет на конкретных примерах раскрыть учащимся как действовать для блага России, гордится ею, не совершать того, что может ей навредить.

 

  1. Наше государство и его символы

Целью данного пособия является осознание учащимися значимости государственной символики, уважения к главным символам страны и основам российского государства, формирования осознанной  гражданской позиции.

Ныне в условиях формирования новой государственности России чрезвычайно важно познакомить учащихся с историей происхождения символики государства, с особенностями функционирования различных ветвей власти, места и роли президента и специфики  России как ёмкого федеративного государства.

  1. Россия-наш общий дом

Основная цель пособия: формировать у учащихся чувства единения разных поколений, наций и народностей Российской Федерации чувства патриотизма и гордости за свою многонациональную

  Как уникален  и  разнообразен  облик нашей страны, которая  всегда была  чрезвычайно  интересна миру.

  В нашей уникальной стране живут люди более 160 национальностей. Россия всегда славилась  сплоченностью  своего народа. Это делало ее могучей и  сплоченной, что на себе не раз ощущали недруги государства.   

  1. Гражданин России: наши права и свободы

Целью данного пособия является освоение   учащимися содержания, закрепленного в Конституции России и Всеобщей декларации прав человека, таких важнейших понятий как права и свободы личности

Совокупность практических заданий, тестов, дискуссионных материалов обеспечивает не только формирование определённых правовых знаний учащихся, но и способствует выработке уважительного отношения к основному закону страны и умению грамотно реализовывать свои права и свободы в условиях развития гражданского общества.

Hi854joi45j5

  1. Гражданин России: наши права и обязанности

Целью данного пособия является освоение   учащимися широкого спектра политических, экономических, культурных прав и конституционно закрепленных обязанностей граждан Российской Федерации.

Здесь, с опорой  на широкий иллюстративный материал в ходе дискуссий  и обсуждений создаются предпосылки для формирования у учащихся понимания системы демократических ценностей современного российского общества, готовности к активному, деятельному участию в общественно-политической жизни не только своей школы, но и общества в целом.

  1. Жизнь дается один раз

Целью данного пособия является формирование   у учащихся установок на здоровый образ жизни.

Здесь, в доступной форме идет разговор о вреде курения и алкоголя, о пагубности токсикомании и наркомании. Одновременно формируется ценностное отношение к жизни, своему здоровью, занятию физкультурой и спортом.

Особенно привлекательным для подростков пособие делает использование реальных жизненных ситуации, биографий известных спортсменов, политиков, знаменитостей Отсутствие назидательности, диалогичность изложения, прямое обращение к подростку позволят педагогу организовать дискуссии и беседы по актуальным проблемам российской действительности,  провести тренинги на приобретение первичного социального опыта.

  1. Наш выбор-здоровый образ жизни

Целью этого пособия является углубление и  конкретизация установки на здоровьесбережение личности.

Акцент делается на  позитивное восприятие окружающего мира, самого себя, других людей; умение делать выбор и оценивать его последствия .

Активные и интерактивные формы занятий позволят педагогу сформировать у учащихся навыки аргументации собственной жизненной позиции, анализа рисунка или  рекламного плаката, а также коммуникативные компетентности  и приёмы группового взаимодействия.

  1. Закон и ответственность

Целью данного пособия является раскрытие на  элементарных примерах основ правового регулирования жизни и деятельности гражданина России.

Значительное место в пособии отведено анализу и последующему усвоению учащимися содержания понятий «мораль», «закон», «правонарушение», «преступление», «вина» и «ответственность».

На конкретно-образных примерах иллюстрируются случаи наступления моральной и юридической ответственности граждан, раскрываются такие мотивы совершения правонарушений, как безнаказанность и правовой нигилизм, незнание основ действующего законодательства.

Пособие формирует правовую компетентность учащихся, способствует воспитанию юридически грамотных и законопослушных граждан, осознающих свою ответственность за поведение в обществе.

  1. Твой трудовой старт

Основная цель пособия: помочь выпускнику школы найти свою нишу, определиться с выбором профессии, которая бы позволила ему успешно адаптироваться в условиях современного общества и стать успешным гражданином своей страны.

«Кем ты хочешь стать после школы?» На этот вопрос старшеклассники не всегда могут ответить. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Ныне проблема выбора достойной профессии очень актуальна, так как когда наше общество реально вступило в стадию рыночной экономики.

От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни

  1. Мы - граждане независимой России

Целью данного пособия является детальное знакомство учащихся с такими фундаментальными основами современной российской государственности  как суверенитет, система законодательной, исполнительной и судебной власти.

Любому гражданину  необходимо  понимать  конституционное  устройство родного государства, правовую основу жизни в своей стране, роли президента, правительства, парламента и российской судебной системы

 

  1. Достоинства и недостатки человека

Целью пособия является: формирование у школьников позитивных морально-нравственных качеств и системы гражданских ценностей, которые необходимы каждому гражданину России для полноценного самоопределения в современном обществе.

 Данный материал в режиме активных и интерактивных технологий помогает педагогу доходчиво раскрывать такие важнейшие общечеловеческие понятия как «Честь», «Совесть», «Доброта и гуманность», «Жадность и зависть», «Злобность и жестокость», чтобы молодые люди смогли выстроить собственную шкалу нравственных жизненных ориентиров

 

  1. Мы – против экстремизма

Главная цель пособия: выявление сущности, идеологической и антисоциальной направленности экстремизма и его профилактика в молодежной среде.

Материалы пособия на реальных примерах помогут учащимся разобраться в природе экстремизма, ксенофобии, опасности религиозного экстремизма, проблемах существования и профилактики среди подрастающего  поколения таких антисоциальных явлений как вандализм и фанатизм

  1. Мы в обществе

Целью пособия является: помочь   учащимся осознать значимость понятия «общество» в целом и гражданского общества в частности.

Здесь, в доступной форме учащимся раскрывается природа человека и его место и роль в современной России. Для усвоения значимости семейных отношений используется реальные жизненные ситуации. Иллюстративный и фактологический материал способствует самоопределению подростков в формальных и неформальных группах

  1. Наши права и ответственность

Целью данного пособия является усвоение   учащимися знаний о правах человека и его ответственности в условиях демократического, гражданского общества которые обеспечиваются на основе принципа равенства всех граждан перед законом.

Важнейшей особенностью пособия является раскрытие понятия «права ребенка», содержания «Конвенции о правах ребенка»,  и здесь значительное внимание уделяется анализу ярких практических примеров их нарушения и правовой защиты детей

    1. Антитеррор

 

Целью пособия: формирование у школьников активной позиции по борьбе с любыми проявлениями экстремизма и терроризма, а также определенной правовой компетенции в данной сфере.

Материалы пособия на широком  документальном фоне дают школьникам ответ на такие  актуальные вопросы нашего непростого времени: Что такое терроризм?  Чего добиваются террористы? Как  себя вести в экстремальной ситуации?  Что такое вымогательство и «школьный терроризм»? Как гражданам бороться против этого явления? Каково содержание  Федерального Закона РФ «О противодействии т

ерроризму» и соответствующих статей Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 Данная программа привлекательна для организаторов воспитательной работы тем, что позволяет органично соединить учебный курс граждановедения и классное руководство с переходом в социаль

ные практики, является хорошим подспорьем для построения конкретной воспитательной стратегии образовательного учреждения и средством оценки воспитательного потенциала, как классных руководителей, так и образовательного учреждения в целом.
Таким образом, пособия программы «Я – гражданин России» позволяют проводить тематические уроки, закреплять полученные знания во внеурочной деятельности и вовлекать учащихся в активную общественную деятельность.

Hi854joi45j7

В пособиях рассматриваются основные аспекты воспитательной работы с учащимися. В зависимости от возраста школьников, специфики классного коллектива, каждого ребенка классный руководитель выбирает сам направления и темы, тем самым формируя воспитательную систему класса.
Главная цель воспитательно-образовательного комплекта «Я - гражданин России» - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией. Пособия разработаны как целостная система воспитания и включает в себя принципы, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.