Процессы реформирования современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности требуют формирования социально зрелого поколения россиян. Поэтому гражданское образование становится обязательной и неотъемлемой частью программы развития российской национальной системы образования.

В целях решения данной проблемы Главное управление образования Самарской области еще в октябре 1993 года предложило всем образовательным учреждениям региона, начиная с 1994 - 1995 учебного года, поэтапно внедрять в образовательную практику региональный интеграционный образовательно-воспитательный курс "Основы жизненного самоопределения" (ОЖС), который представлял возможность в рамках учебного процесса общеобразовательной школы создать благоприятные условия для самопознания и самосозидания развивающейся личности.

Курс стимулировал педагогов к сотрудничеству с родителями, общественными организациями, различными учреждениями (правовыми, культурно-просветительскими и др.), структурами исполнительной и законодательной власти и к использованию методик, развивающих творческую активность учащихся, их коммуникативные способности и общественную деятельность.

11

Курс "ОЖС" стал обязательным для всех типов образовательных учреждений области и для его реализации в 1-11 классах в рамках регионального компонента Базисного учебного плана стал выделяться один час в неделю.

Перед началом его внедрения была разработана программа курса, комплекс учебных пособий и дидактических разработок. В течение 1994-1995 гг. в Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по новому курсу прошли подготовку более 1 тысячи педагогов, в следующие годы в эту категорию преподавателей вливалось по 200 - 250 человек в год. И уже к началу 2000-х годов курс "ОЖС" в начальной, основной и старшей школе преподавало свыше 3 тысяч педагогов.

8


В 1-4 классах в его рамках преподавался цикл "Самоопределение"
, учебно-методический комплект которого разработали самарские педагоги А.А. Гудзовская и Г.З. Сураева. Познавая в общих чертах себя, свою сущность, ощущения и чувства, нравственные аксиомы, размышляя на этические темы, проводя простейший анализ жизненных ситуаций, дети старались понять и избрать наиболее оптимальные инструменты обеспечения "самости", своего "Я" в сложной жизни.
В цикле "Самоопределение" изучались модули:
• Самоопределение в школе
• Самоопределение дома
• Я и другие
• Я в мире
• Каким я хочу быть
• Что делать если мне трудно
• Конфликты и мир
• Я - гражданин
• Я и экономика 

9На второй образовательной ступени (5-9 классы) внедрялся цикл "Граждановедение", опирающийся в основном на учебно-методический комплект, который разработан сотрудниками Московского научно-внедренческого Центра "Гражданин" под руководством кандидата педагогических наук Я.В. Соколова.

Этот цикл мотивировал формирование у школьников гражданского достойного поведения в непосредственной практике межличностного общения, раскрывал структуры и основы функционирования общества, государства, семьи, прививал учащимся важнейшие навыки обеспечения безопасного личного существования, обогатить социальный опыт гражданина.

Важнейшая прикладная задача этого цикла - профилактика социальных отклонений в поведении школьников средствами урока. Это осуществляется в процессе реализации специально сформированного информационного блока, рассчитанного на развитие мотивации к законопослушному, нравственному поведению, а также на выработку иммунитета к негативным влияниям микро- и макросреды.
В цикл "Граждановедение" входят модули:
• Человек и гражданин
• Человек в обществе
• Права и свободы человека и гражданина
• Российская конституция
• Правонарушение и наказание
• Современная семья
• Гражданин и собственность
• Жизнь даётся один раз
• Наш выбор: без наркотиков

В 10-11 классах преподавался цикл социального знания на базе учебного пособия "Основы жизненного самоопределения", написанного группой самарских ученых и педагогов под руководством кандидата педагогических наук Э.Я. Дмитриевой. В старшей школе курс раскрывает мир человека в философско-культурологическом аспекте, он подводит учащихся к осмыслению движения мира и жизни, индивидуального и социального бытия, самоценности личности человека в многообразии нравственно-этических связей в школе, семье, социуме.

В цикле старшей школы изучаются модули:
• Философско-этическое самоопределение
• Личностно-психологическое самоопределение
• Социальное самоопределение
• Политика и политическая культура гражданина
• Право в нашей жизни
• Экология
• Экономика
• Эффективное поведение на рынке труда

Данный цикл ориентирует молодых людей на интенсивную, интеллектуальную, рефлективную деятельность, активизирует их сознание и самопознание. Он несет большую нравственную основу воспитания юношества, когда осознанный выбор целей жизни - не перспектива, а реальность.

Основная цель всего курса "Основы жизненного самоопределения" заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Методика проблемного, деятельностного обучения содействует накоплению каждым учащимся способов реализации своих планов, вариантов практических действий.

10

Специфической особенностью данного курса является перенос внимания с освоения школьниками знаний и правил на формирование у них привычек поведения, свойственных члену демократического общества. Его главной целью является не только дать ученикам знания об устройстве общества, но и учить их использовать эти знания на практике для получения желаемых результатов. Это означает переход от знаний того, "что такое" настоящий гражданин, к освоению того, "что делает настоящий гражданин", то есть, чтобы учиться демократии, ученики должны сами участвовать в демократической жизни.
В 2002 г. сотрудниками ЦГО была подготовлена новая версия программы курса "ОЖС", так как первая программа, разработанная в 1996 г., уже не отвечала реалиям времени: в ней не было материалов для 4 класса начальной школы, в 1998-1999 гг. вышло новое поколение учебников цикла "Граждановедение": в 2001 г. было издано и начало апробироваться в Самарской области пособие Колесова Д.В. и Соколова Я.В. "Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков" (для учащихся 7-9 классов), "Граждановедение. Антитеррор" (для учащихся 7-9 классов), "Граждановедение. Твой жизненный успех" (для учащихся 10-11 классов).

В силу того, что наиболее глубокие знания, навыки, гражданские компетенции осваиваются путем поисковой деятельности учащихся, посредством деятельностного подхода, разработчики посчитали целесообразным внедрить в контекст программы комплекты практических занятий, заданий по социальной практике учащихся после изучения отдельных разделов курса "ОЖС".

В целом курс ''Основы жизненного самоопределения'' с разбивкой на три возрастные ступени существовал и давал позитивные результаты в формировании гражданской позиции школьников до 2011 года. А затем, когда начался переход на внедрение Федерального государственного стандарта общего образования, изменилась структура Базисного учебного плана Самарской области. Поэтому циклы ''Самоопределение'' для начальной школы и ''Основы жизненного самоопределения'' для старшей школы органично интегрировались с соответствующими предметами социального знания федерального уровня (''Окружающий мир'' и ''Обществознание'') или стали основой программы внеурочной воспитательной деятельности разных типов образовательных организаций.

Цикл ''Граждановедение'' остался в структуре новой редакции Базисного учебного плана образовательных организаций Самарской области (март 2011 г.) в качестве его регионального компонента для учащихся 5-9 классов и активно используется широким кругом педагогов.

В настоящее время в Самарской области накоплен позитивный опыт внедрения этого интересного образовательно-воспитательного курса, совершенствуется учебное и методическое оснащение.

Образовательные учреждения региона активно содействуют развитию гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, в том числе дискуссий, деловых и ролевых игр, имитационных моделей и др., способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем в диапазоне от научно - государственных до семейно - бытовых.

Неотъемлемой частью самарской системы гражданского образования является массовая практика социального проектирования школьников.
В ее основе лежит методика социально-образовательного проекта "Гражданин".12

В 1998-1999 гг. сотрудники только что созданного Самарского регионального Центра гражданского образования в ходе широкомасштабного эксперимента на базе 45 образовательных учреждений региона отработали оригинальную и эффективную модель этого социального проекта.

В феврале 2000 г. Главное управление образования Самарской области рекомендовало использование проекта "Гражданин" всем типам образовательных учреждений региона в контексте регионального курса "ОЖС". С тех пор в Самарской области ежегодно проходят областные конкурсы проектов "Гражданин", а в 2001 г. самарская версия этого проекта стала основой ежегодных Всероссийских акций "Я - гражданин России", этих своеобразных форумов гражданской активности школьников из разных уголков нашей страны.

Ныне в образовательных учреждениях области проблемы гражданского образования и воспитания успешно решают около 5 тысяч педагогов: преподаватели курса "Граждановедение", педагоги системы дополнительного образования, заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, специалисты муниципальных методических служб; в районах и городах успешно функционируют методические объединения учителей-граждановедов, опыт лучших, творчески работающих педагогов широко распространяется в школах, гимназиях и лицеях.

В регионе существуют территориальные методические объединения учителей - обществоведов, имеется целый ряд оригинальных авторских разработок по отдельным модулям курса, вариантов тематического планирования, методик активных форм работы со школьниками.

Самарская модель гражданского образования получила высокую оценку Министерства образования и науки Российской Федерации, "Учительской газеты", Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, целого ряда региональных объединений учителей-обществоведов, межрегиональной ассоциации "За гражданское образование".