Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"

В 2000 году проект «Гражданин» стал неотъемлемой частью региональной системы гражданского образования Самарской области, а с 2001 года – времени старта Всероссийской акции «Я – гражданин России», и всей Российской Федерации.

Высокое признание эффективности проекта «Гражданин» определяется интенсивным включением молодого поколения российских граждан в общественную жизнь:

  • социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реальными делами улучшить социальную ситуацию в своей родной местности;
  • социальные проекты дают возможность учащимся соотнести общие представления о тенденциях развития общества, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, их семьи, учителя; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона города, края, наконец, страны в целом;
  • он минимально затратен по ресурсам, даёт возможность проявить самостоятельность и организаторские способности учащимся с разным уровнем подготовки;
  • технология проекта «Гражданин» помогает ученикам не только по зову сердца приниматься за общественно-полезные дела, но и, что очень важно, конструктивно организовывать работу и извлекать из этого жизненные уроки;

данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, элективных курсах), так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования, общественных детских и молодежных объединениях.

Методика проекта предполагает деятельность группы учащихся в определенной логике, которую можно структурно представить следующей схемой.

 20

Описание стадий социально-образовательного проекта «Гражданин».

1. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Целью этой стадии является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, города, района, области.

6

  • Рассказ педагога о специфике социально-образовательного проекта «Гражданин», его возможностях в решении важных проблем конкретной местности.
  • Выяснение желания ребят участвовать в проекте, в той или иной роли (юрист, аналитик, социолог, журналист, оформитель и др.).
  • Проверка знаний и умений школьников, их предствалений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области, необходимых для социально-значимой деятельности.
  • Актуализация знаний учащихся о структуре органов государственной и местной  власти, анализ нынешней ситуации данной территории, рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
  • Достижения понимания учащимися роли  граждан в формровании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы граждан по отношению к государственным и местным органам власти в реализации актуальной программы деятельности.

ИТОГ РАБОТЫ – четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях,  проверка навыков делового общения, анализа разнообразных материалов (статистики социологических опросов, СМИ, нормативных документов и др.).

 2. Выбор проблемы.

5

Цель данной стадии детальный анализ широкого спектра проблем, которые весьма актуальны для конкретной территории и требуют своего решения.

21

В ходе этой стадии учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. 
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти участников, благоустройство и инфраструктура и др.) путем рейтингового голосования выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневной проблемы.

22

Итогом работы на второй стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапах, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решают определенные организационные вопросы.

3. Сбор и анализ информации.

В рамках деятельности на этой стадии учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнообразный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

1234

Первая группа - анализирует  законодательные материалы разных уровней власти.

Вторая группа - проводит социологические исследования среди различных групп населения.

Третья группа - изучает материалы средств массовой информации и Интернета.

Четвертая группа - взаимодействует с экспертами для получения информации о состоянии дел на конкретной территории.

После завершения сбора информации каждая исследовательская группа должна проанализировать собранный материал исходя из целого ряда параметров:

  • Актуальность избранной проблемы для определенных групп населения территории.
  • Причины ее нерешенности или забвения со стороны различных уровней власти.
  • Реализация данной проблемы в рамках существующего федерального, регионального или местного правового поля.
  • Вариантов решения проблемы и их технико-экономического обоснования.

После этого каждая группа должна представить участникам проектной команды результаты своей работы.

Участникам проекта необходимо сопоставить сведения, полученные из различных источников, и при наличии значительных расхождений следует либо проверить информацию еще раз через надежные источники, либо отказаться от ее использования в проекте.

Систематизированные материалы следует сгруппировать по каждому из исследовательских блоков, сделать резюме, так как впоследствии они составят аналитическую основу проекта и станут базой для реализации следующего этапа.

Итогом работы третьей стадии является  всеобъемлющая и структурированная информация по выбранной школьниками актуальной социальной проблеме.

4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

7

Основной задачей данной стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта

23

Важным фактором успешности проекта является привлечение к нему различных групп поддержки.

24

25

Это трудоемкий этап работы, потому что школьники должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему. 
  На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров. 

План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.

Действия

Сроки

Ответственные

Ресурсы

Результаты

Фактические исполнители

1

           

2

           

3

           

Или:

Направление

(блок, раздел)

Задачи

Действия,

акции

Сроки

Средства

Ответственные

     

Начало

Окончание

   

1

           

2

           

 

5. Реализация плана действий.

15

Эта стадия предполагает, что щкольники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.

26

161712

6. Подготовка к защите проектов.

Демонстрационный блок

Документальный блок

13 14

Стенды (80х100 см)

которые включают в себя:

· фотографии,

·оригинальные рисунки,

· плакаты,

· схемы,

· графики,

· диаграмы и др.

1 РАЗДЕЛ: материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.

2 РАЗДЕЛ: обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы, имевшиеся попытки ее решения.

3 РАЗДЕЛ: программа действий, разработанная школьниками.

4 РАЗДЕЛ: описание путей реализации программы, действий команды по решению избранной проблемы

 

В ходе этой стадии идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см. X 100 см.) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2 – 5 стадиям деятельности команды над проектом. В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. 

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 – 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы. Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7. Презентация проектов.

9

В рамках VII стадии проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. 

Модель презентации проекта

11

Критерии оценки выступления:

Компетентность, свободное владение материалом; глубина и четкость ответов на вопосы; эмоциональность выступления; использование материалов стенда

10

Выступление команды

(10 мин.)

Вопросы

жюри и аудитории

 

27 

8. Рефлексия.

8

Цель – анализ самими учащимися стадий подготовки и реализации проекта, его представления на конкурсе.

28

29

На последней стадии при поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта. 

Школьники, участвуя в проекте «Гражданин» приобретают и совершенствуют:

  • знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;
  • навыки анализа разнородных средств массовой информации;
  • навыки проведения простейшего социологического исследования;
  • умения деловой переписки;
  • умение обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме;
  • умение анализировать современную ситуацию на рынке труда;
  • навыки подготовки бюджета проекта, отработка способов получения спонсорской поддержки;
  • самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий;
  • умения строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;
  • чувство ответственности и  самодисциплины;
  • умение сочетать личные и общественные интересы.