II Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Особенности акции

     Финал II Всероссийской акции «Я — гражданин России» снова проходил во Всероссийском детском Центре «Орленок» с 11 по 30 августа 2002 года. 53 команды, разработавшие результативные социальные проекты, приехали на берег Черного моря уже из 44 регионов России. Данная смена проводилась на базе известного школьникам по предыдущему году, детского лагеря «Комсомольский».

    География представленных проектов была необычайно широка: от Псковской области - на западе до Южно-Сахалинска - на востоке, от Мурманска - на севере до Северного Кавказа - на юге. Впервые на финал Всероссийской акции прислали своих представителей республики Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Хакасия, Красноярский, Ставропольский и Хабаровский края, Астраханская, Архангельская Белгородская, Владимирская, Костромская, Ростовская, Саратовская Тверская и Челябинская области.

Hh3b546bip     Специфика этой тематической смены состояла в том, чтобы, разбившись на пять тематических групп (экология «Как прекрасен этот мир»), мемориальная («Память сердца»), правовая («Имею право»), социальных проблем («Общество, в котором мы живем»), проблемы молодежной политики («Легко ли быть молодым»), выявить в них лучшие проекты, которые являются образцами с точки зрения технологии социального проектирования и достигли максимального эффекта в их реализации на местах.

   Командами-участницами был представлен широкий спектр общественных проблем и собственных вариантов их решения. Стали явно просматриваться определенные тенденции тематической направленности социальных проектов школьников. В этом году на конкурс проектов было представлено большое количество работ по патриотической тематике. Среди таких проектов были «Аллея памяти» - краснодарской городской организации «Юность Краснодара», «Чтобы помнили» - школы № 2 г.Волжска республики Марий-Эл, «Восстановление исторической памяти через создание музея боевой славы» - Ульяновской средней школы Красногорского района Московской области, «Блокадная парта» - гимназии № 144 г.Санкт-Петербурга.

Hh3b546bip346

     Целый ряд проектов компетентно анализировал пути преодоления демографических и острых социальных проблем отдельных территорий России. Наиболее яркими были следующие проекты: «Пути решения демографического вопроса в поселке Майском» Майской средней школы Кешехабьского района Республики Адыгея; «Влияние демографического фактора на сельскую школу» Токтагуловской средней школы Бакалинского района Республики Башкортостан; «Счастливая семья — счастливая Россия» средней школы № 151 г.Челябинск; «Проблема детской беспризорности и безнадзорности в г.Муроме» средней школы № 6 г.Мурома.

    Стал заметным явлением блок проектов, рассматривающих и предлагавших свои варианты решения актуальных проблем молодежи («Создай свое завтра» - детская общественная организация «Красландия» г.Красноярска; «Проект фирмы «Неугомонные» - средняя школа № 3 г.Абдулино Оренбургской области; «Нам нужна газета» - гимназия № 9 «Перспектива» г.Самара).

     Как и в прошлой акции, немало проектов было разработано по вопросам экологии и благоустройства больших и малых территорий России («Сад камней» - ЦРТДиЮ с.Частые Пермской области; «Коломна. Парк мира: настоящее, прошлое, будущее» - гимназия № 2 г.Коломны Московской области; «Памятнику природы быть!» - Кондоровская средняя школа г.Кондорово Калужской области) и многие другие.

      Помимо этого школьники различных регионов страны в своих проектах исследовали проблемы реализации прав школьников в образовательных организациях.

Образовательная организация

Название проекта

Территория

Руководитель

1

Бобровская СОШ

Сельский клуб

Архангельская область

Сухопарова Елена Геннадьевна

2

Кондоровская СОШ

Памятнику природы быть

Калужская область

Ладонникова Е.А.

3

Гуманитарный лицей г.Обнинск

SOS – спасите наши души

Калужская область

 

4

СОШ № 1 г.Вытегра

Никотин и никотиномания

Вологодская область

Севрина Светлана Сергеевна

5

СОШ № 6 г.Ставрополь

Духовный кризис молодежи государственная власть в России

Ставропольский край

Серебрякова Светлана Михайловна

6

Областной центр творчества молодежи «Муравейник» г.Пермь

Социологический портрет детства

Пермский край

Сорванова Лия Олеговна

7

Центр развития творчества детей и юношества, детская общественная организация «Гольфстрим» с.Частые

Сад камней

Пермская область

Кузнецова Елена Васильевна

8

Городская детско-юношеская общественная организация «Юность Краснодара»

Аллея памяти

Краснодарский край

Никифорова Наталья Витальевна

9

Журавская СОШ

Исследования в области экологии народонаселения в сельской местности

Белгородская область

Пономарева Ольга Алексеевна

10

Центр детского творчества «Содружество» г.Кострома

Костромская городская молодежная газета «Диалог»

Костромская область

Бычкова Анна Вячеславовна

11

Ишеевская СОШ

Благоустройство центрального парка

Ульяновская область

Гадельшина Светлана Сергеевна

12

СОШ № 71 г.Ульяновск

Человек культурный

Ульяновская область

Юдина Ольга Николаевна

13

Скаут-клуб г.Удомля

Социализация личности через молодежный социально-досуговый центр

Тверская область

Сермакшева Жанна Александровна

14

СОШ № 6 г.Муром

Проблема детской безнадзорности в г.Муроме как одна из главных социальных проблем нашего общества

Владимирская область

Серкова Юлия Борисовна

15

Центр детского и юношеского туризама г.Александров

Городские цветы

Владимирская область

Устинова Светлана Николаевна

16

СОШ д.Сошники

Создание мемориального комплекса павшим воинам в д.Сошники

Ивановская область

Скоробогатова Ирина Анатольевна

17

Дом детского творчества г.Брянск

Дорога

Брянская область

Калиновская Ольга Семеновна

18

Гимназия № 9 г.Казань

Недетский вопрос

Республика Татарстан

Мюллер Георгий Александрович

19

СОШ № 1

Молодое поколение с верой и надеждой в III тысячелетие

Ханты-Мансийский АО

Пухова Юлия Германовна

20

Экологический клуб «Эклайн»

Родному дому желаем

Ростовская область

Коробова Людмила Николаевна

21

Городской дворец творчества детей и молодежи г.Саратов

Мастерская правовой культуры «Терра»

Саратовская область

Кулеватова Татьяна Николаевна

22

СОШ № 1 г.Невель

Состояние воздушной среды г.Невеля

Псковская область

Воднева Людмила Семеновна

23

СОШ № 9 г.Абакан

Кто защитит Отечество? (Патриотическое воспитание. Права и обязанности будущих призывников)

Республика Хакасия

Купреева Ирина Юрьевна

24

Лицей № 28 г.Орел

Имя героя — улице города

Орловская область

Зюзина Людмила Николаевна

25

Гимназия № 4 г.Ливны

Молодежная студия «Дети нашего города»

Орловская область

Якимова Маргарита Ивановна

26

СОШ № 88 г.Волгоград

Молодые ветра (Школьная газета)

Волгоградская область

Морозенко Антонина Викторовна

27

СОШ № 3 г.Дубовка

Профобразование и трудоустройство молодежи

Волгоградская область

Дегтярева Ирина Ивановна

28

Гиназия № 3 г.Волгоград

День прав человека в школе

Волгоградская область

Орехова Галина Анатольевна

29

СОШ № 5 г.Мурманск

Подарис тепло своих рук и сердец

Мурманская область

Шишова Анна Анатольевна

30

Ульяновская СОШ

Восстановление исторической памяти через создание школьного музея

Московская область

Абрамова Жанна Николаевна

31

Гимназия № 2 «Квантор» г.Коломна

Коломна. Парк мира. Настоящее. Прошлое. Будущее.

Московская область

Тарова Людмила Евгеньевна

32

Центр творчества детей и юношества г.Воронеж

Аллея юности

Воронежская область

Захарова Татьяна Александровна

33

Центр экологического образования г.Светлоград

Здесь будет город-сад

Ставропольский край

Мирошникова Людмила Федоровна

34

Гуманитарная гимназия № 1 г.Южно-Сахалинск

Доброта (Оказание помощи Смирныховскому детскому дому)

Сахалинская область

Ващенко Ирина Вячеславовна

35

СОШ № 230 г.Санкт-Петербург

Усыновление животных Ленинградского зоопарка образовательными учреждениями

г.Санкт-Петербург

Соколова Ольга Алексеевна

36

Гимназия № 144 г.Санкт-Петербург

Блокадная парта

г.Санкт-Петербург

Сущенко Екатерина Алексеевна

37

СОШ № 13 г.Бузулук

Школа — наш дом и музей будет в нем

Оренбургская область

Селькова Людмила Юрьевна

38

СОШ № 3 г.Абдулино

Проект фирмы «Неугомонные»

Оренбургская область

Евграфова Валентина Николаевна

39

СОШ № 1 г.Тула

Преодоление (Проблема жертв политических репрессий)

Тульская область

Дедкова Ирина Львовна

40

Гимназия п.Комсомольский

Лидер большой — лидер маленький

Республика Калмыкия

Убушаева Марина Сокаевна

41

СОШ с.Восток

Школьный двор моей мечты

Астраханская область

Толмачева Елена Викторовна

42

Школа одаренных детей г.Астрахань

Дети-сироты

Астраханская область

Пананина Наталья Владимирова

43

СОШ № 146, детская общественная организация республика «Красландия»

Создай свое завтра

Красноярский край

Молодцова Ирина Владимировна

44

СОШ с.Селихино

Вода — ты сама жизнь

Хабаровский край

Кабанова Татьяна Анатольевна

45

СОШ № 10, молодежная организация «Эхо»

Каждый правый имеет право

Нижегородская область

Калипанова Светлана Николаевна

46

СОШ № 13 г.Арзамас

Будущее микрорайна в наших руках

Нижегородская область

Усимова Ирина Борисовна

47

Токтагуловская СОШ

Влияние демографического положения села на сельскую школу

Республика Башкортастан

Файзуллина Альбина Абударовна

48

СОШ № 7 п.Майский

Пути решения демографического вопроса в п.Майском

Республика Адыгея

Лукашевич Наталья Петровна

49

СОШ № 2 г.Волжск

Чтобы помнили

Республика Марий-Эл

Ионова Ольга Геннадьевна

50

СОШ № 1 п.Красногорский

Зеленые острова поселка Красногорский

Республика Марий-Эл

Гатауллина Галина Николаевна

51

СОШ № 151 г.Челябинск

Счастливая семья — счастливая Россия

Челябинская область

Спицина Светлана Николаевна, Качуро Ирина Леонидовна

52

Гимназия «Перспектива» г.Самара

Нам нужна газета

Самарская область

Видинеева Данута Семеновна

53

СОШ № 29 г.Сызрань

Служба помощи школьникам по трудоустройству «Надежда»

Самарская область

Титова Ольга Павловна

 

Особенностью финала  II Всероссийской акции было присутствие специалистов в области гражданского образования из США: Стивена Шехтера — профессора Рассел Сейдж Колледжа из штата Нью-Йорк и Чарльза Уайта - профессора Бостонского Университета из штата Массачусетс.

В течение нескольких дней ученые общались с учителями-координаторами проектов и школьниками, представителями различных регионов России. Американские специалисты высоко оценили результаты Всероссийской акции, четкость ее организации, активно перенимали методику разработки общенациональных проектов.

После показа социальных проектов авторитетному жюри были выявлены команды-лидеры в шести номинациях.

Номинация

Образовательная организация

Название проекта

Территория

«Как прекрасен это мир»

Центра творчества детей и юношества Ленинского района г.Воронежа

Аллея юности

Воронежская область

«Память сердца»

Гимназия № 144 г. Санкт-Петербург

Блокадная парта

г. Санкт-Петербург

«Общество в котором мы живем»

Гуманитарная гимназия № 1 г. Южно-Сахалинск

«Доброта (Оказание помощи Смирныховскому детскому дому)»

Сахалинская область

 

СОШ № 5 г.Мурманск

«Подарим тепло своих рук и сердец»

Мурманская область

«Легко ли быть молодым?»

СОШ № 29 г.Сызрань

«Служба помощи школьникам по трудоустройству»

Самарская область

«Имею право...»

Гимназия № 3 г.Волгоград

«День прав человека в школе»

Волгоградская область

   Большое значение для сплочения ребят из разных концов страны имела работа над национальными проектами, которые разрабатывались смешанными межрегиональными командами, Цель этой коллективной работы была достигнута вполне: ребята, живущие в различных отрядах детского лагеря «Комсомольский», перезнакомились и сдружились, а национальные проекты получились реалистичными и результативными. День защиты национальных проектов стал настоящим праздником гражданской ответственности и активности, творческого полета и инициативы.

   Работа каждой большой команды детей и взрослых продемонстрировала ряд позитивных характеристик этой новой педагогической технологии: формирование навыков анализа широкого спектра информации, умение учитывать мнение окружающих, самореализацию школьников в соответствии с их индивидуальными склонностями и способностями, разработку предельно компетентного подхода по осуществленную своего проекта, воспитание у учащихся активной гражданской позиции.

    В ходе работы над этими проектами школьники узнали насколько неповторима наша страна, как живут и действуют их сверстники в разных регионах России, какие качества надо в себе развивать, чтобы стать полезным своему государству.

   Презентации национальных проектов были построены как в традиционной форме, так и в виде спортивного репортажа, телевизионной передачи, судебного заседания. Несмотря на короткое время работы над проектами (только 6 дней), ребятам удалось глубоко проникнуть в суть рассматриваемых ими проблем.

   Об этом свидетельствует и тематика данных нестандартных проектов:

«Свалки бытового мусора — мина замедленного действию».

«Вандализм — это страшно».

«Сегодня — школьник, завтра - студент».

«Передача на TV - имею право я, имеешь право ты».

 «За молодую и мировую Россию».

Весьма показательны впечатления и мнения о финале II Всероссийской акции «Я -гражданин России» ее участников — школьников из разных регионов нашей страны.

Белоусов Александр (г.Удомля, Тверская область)

- Акция необходима, в процессе работы ребята сплачиваются и учатся решать проблемы, которые их раньше беспокоили, но они не пытались их решить, а теперь они их могут реализовать. На акции всегда можно поделиться опытом с другими ребятами. Акция помогла в решении нашей проблемы — занятости молодежи.

Шмельников Антон (г.Самара)

- Участвуя в разработке и реализации проекта, мы получили хороший опыт социальной практики, научились обрабатывать данные, анализировать информацию. Финальные конкурсы в регионах должны проходить в такой же неформальной обстановке, как в «Орленке».

Соллинова Анна (г.Ульяновск)

- Участвуя в финале акции, общаясь со сверстниками во время разработки национальных проектов, я реально поверила в будущее России, потому что меня окружали такие яркие, талантливые и неравнодушные люди.

Проект «Гражданин» получил высокую оценку людей, которые на разных стадиях соприкасались с его реализацией. Председатель Государственной Думы РФ второго и третьего созывов Г.Н.Селезнев высказал следующее мнение о Всероссийской акции: «Подобные программы воплощают многие идеи и принципы граждановедения, когда школьники стремятся не только заработать деньги, но и принести своей работой общественную пользу, приобретая конкретные рабочие навыки, сформировывая в себе чувство ответственности за порученное дело».