III Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Особенности акции

hiujnhki1hiujnhki2

Исходя из многочисленных пожеланий представителей педагогической общественности страны и позитивных результатов в развитии гражданского самосознания школьников, активно участвующих в социальном проектировании, Министерство образования России решило продолжить практику - провести в 2002-2003 учебном году III Всероссийскую акцию «Я — гражданин России».

На заочный этап конкурса в апреле 2003 г. было представлено уже более 500 школьных проектов из 50 субъектов Российской Федерации — победителей региональных конкурсов.

Уже третий год девчонки и мальчишки с разных концов страны собирались на финал Всероссийской акции «Я — гражданин России», который состоялся в детском пансионате «Радуга» на окраине г.Тольятти Самарской области в живописном месте, на берегу великой русской реки Волги. В связи с несколько сокращенным форматом финала III Всероссийской акции сюда на 8 дней приехали ребята из 20 регионов Российской Федерации. Впервые ее финалистами стали ребята из Кабардино-Балкарии, Томской области и г. Петропавловска-Камчатского.

Список участников финала Всероссийской акции

№ п / п

Название проекта

Образовательное учреждение

Территория

 

1.

Центральная лестница города

СОШ № 4 г. Петропавловск
- Камчатский

Камчатская область

 

2.

Сохраним природу в океане цивилизации

СОШ №1963 г. Москва

г. Москва

 

3.

Благоустройство села Шуриновка

 ООШ с. Шуриновка

Воронежская область

 

4.

Строительство спортивной площадки

СОШ  № 2 Гавриловский Посад

Ивановская область

 

5.

Молодежный парламент

СОШ № 20 г. Орел

Орловская область

 

6.

Память сердца

СОШ № 18 г.Брянск

Брянская область

 

7.

Восстановление нравственной памяти

Гимназия № 13 г. Волгоград

Волгоградская область

 

8.

Влияние СМИ на развитие личности

СОШ п.Лесной

Кабардино-Балкарская республика

 

9.

Аллея ветеранов

СОШ № 50 г. Ульяновск

Ульяновская область

 

10.

Возрождение

СОШ с.Лоскутово

Томская область

 

11.

Реконструкция комплексной спортивной площадке
школы № 1

СОШ № 1 г. Малоярославец

Калужская область

12.

Урочище Дубки

СОШ №11 г. Струнино

Владимирская область
.

13.

Тукача

СОШ № 8 г. Южно - Сахалинск

Сахалинская область

14.

За безопасность движения

 Мери – Турекская СОШ

Республика Мари - Эл

15.

Уличная педагогика

Лицей г. Нефтеюганск

Ханты - Мансийский А.О.

16.

Знания в подарок

Мурманский областной центр развития творчества детей и юношества «Лапландия»

Мурманская область

17.

Охрана животных - общее дело

Финансово - экономический
лицей № 29 г.Пенза

Пензенская область

18.

Сто полезных дел сотому микрорайону

СОШ № 21 г. Тольятти

Самарская область

19.

Труд во имя будущего

СОШ № 230 г. Санкт - Петербург

 г. Санкт - Петербург

20.

Военно - спортивный комплекс школы

СОШ № 28 г. Северодвинск

Архангельская область

 

В ходе финала был проведен фестиваль проектов по таким направлениям, как: экологические проблемы и благоустройства территорий, правовой и патриотической тематике.

    Каждый день был предельно насыщенным событиями, был по-своему особенным.

   В день открытия финала III Всероссийской акции «Я — гражданин России», на торжественной линейке собрались юные граждане из разных регионов страны. Собравшихся приветствовали: И.В.Калиш — советник Министерства Образования России, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийской акции и В.П.Пахомов — руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования, член оргкомитета Всероссийской акции.

  После торжественного концерта все участники финала Всероссийской акции «Я — гражданин России» запустили воздушные шары цвета российского триколора.

  На следующий день начинался смотр-показ проектов. В начале были представлены проекты на экологическую тематику и проекты, направленные на обустройство своих территорий. Затем проекты, посвященные патриотическому воспитанию, сохранению исторической памяти, школьному самоуправлению, молодежным СМИ.

    На четвертый день дети и взрослые отправились на увлекательную экскурсия в г.Тольятти. Участники акции посетили памятник В.Н.Татищеву — основателю города, Волжскую ГЭС, музей ВАЗа, прогулялись по площадям и улицам города, его набережным… По возвращению с экскурсии все финалисты и их педагоги собрались в конференц-зале пансионата на Парад образцовых проектов. Среди них были: проект «Память сердца» команды средней школы № 18 г. Брянска; «Благоустройство села Шуриновка» команды школы с.Шуриновка Богучарского района, Воронежской области; «Сохраним природу в океане цивилизации» команды средней школы №1963 г. Москвы; «Сто полезных дел - сотому кварталу!» команды средней школы № 21 г. Тольятти, Самарской области.

    Параллельно с финалом III Всероссийской акции «Я -гражданин России» с 24-27 июня в пансионате «Русский бор» г.Тольятти Самарской области проходил межрегиональный семинар «Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций школьников». Руководители и специалисты органов управления образования, центров дополнительного образования из городов Астрахани, Брянска, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Калуги, Москвы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Тольятти и Республики Калмыкии могли не только обсудить актуальные проблемы гражданского образования, участвовать в тренингах по разработке социальных проектов и их презентаций, но и побывать на мероприятиях финала акции.

   На следующий день все гости, участники отправились на экскурсию на теплоходе по Волге. Они увидели красоту и величие русской реки, побывали на Молодецком кургане, на котором когда-то Степан Разин сотоварищами разбил свой лагерь, в национальном парке «Самарская Лука». Во второй половине дня юные проектировщики стали участниками проблемно-ролевой игры «Парламентские слушания» в Думском комитете по образования и науке на тему «За чистоту русского языка».

     На шестой день участникам финала Всероссийской акции предстояла работа над Мега-проектом «Табакокурение в школьной среде».

    Итогом смены стала торжественная линейка закрытия финала Всероссийской акции. Каждая команда была награждена дипломом финалиста акции и памятными подарками Министерства образования Российской Федерации.

Впервые на финале Всероссийской акции работало детское жюри, в которое входило по одному представителю от команды, не выступающей в этот день. Каждый член детского жюри мог высказать свое мнение о социальной значимости представленных проектов. Сложением мнений детского и взрослого жюри определялись проекты-лидеры. Это были проекты, которые наиболее точно соответствовали всем элементам технологии социального проекта «Гражданин».

Мега-проект «Табакокурение среди учащихся»

Отличительной особенностью этого финала акции стала масштабная работа всего коллектива участников над одним Мега-проектом. До начала работы над ним перед школьниками была поставлена задача - определить самую актуальную проблему современной России. Для сбора предложений работал «ящик мнений». Обработав эти предложения, оргкомитет выявил, что наиболее животрепещущими проблемами ребята считают: «Состояние экологии крупных российских городов», «Сохранение национальных памятников природы» и «Табакокурение среди учащихся». Финалисты акции провели ранжирование проблем методом общего голосования. Темой Мега-проекта стала проблема табакокурения в школе.
hiujnhki3

В этом проекте учащиеся стремились привлечь внимание к проблеме курения в школьной среде различных органов власти, образования, общественности, родителей, детей и реализация мер, направленных формирование здорового молодого поколения россиян.

Актуальность проблемы была очевидной - табак вызывает столь огромное число смертей, что требуется не их точный подсчет, а немедленные действия по сокращению этой смертности.

     Группа веб-навигаторов, используя информацию Интернета, собрали большой массив статистических данных: в России в настоящее время курит около половины мужчин и каждая десятая женщина. Число регулярно курящих в некоторых городах России колеблется от 46,2 до 53,4% среди мужчин 35-64 лет, от 2,7 до 12,2% среди женщин. Ныне к окончанию школы курит уже около половины мальчиков и четверть девочек.

По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения в России табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны, курильщики со стажем живут на 20 лет меньше некурящих.

Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире. Не меньшую опасность вызывает так называемое пассивное курение, (когда табачный дым вдыхают в общественных местах и некурящие люди), которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легких и на 50% - сосудистой патологии.

        Группа аналитиков, проанализировав материалы СМИ, установила, что средний возраст начинающих курить -13 лет. Каждый молодой россиянин выкуривает в день 12 сигарет. За год молодежь тратит на табак 763 млн. 740 тыс. долларов. Среднестатистический подросток тратит в год на сигареты 3 650 рублей. На эти деньги он мог бы приобрести двухкассетный магнитофон, роликовые коньки или велосипед. Взрослые тратят на табачные изделия в 2-3 раза больше.

Анализ информированности населения показал, что большинство курильщиков продолжают курить, несмотря на то, что хорошо осведомлены о вреде курения для здоровья (95,9% мужчин и 97,8% женщин), а хотят бросить курить 78,1% мужчин и 80,2% женщин.

Группа социологов провела исследования 130 респондентов по трем категориям: 73 школьника, 37 родителей, 20 педагогов.

По отношению к курению опрошенные учащиеся разделились на три группы: безразличное отношение - «мне все равно» - так ответил 21 опрошенный, безусловно отрицательное — «это вредно» - утверждали 24 респондента, положительное - «современная жизнь немыслима без курения» - высказали 85 человек. Результаты опроса показали, что вступление в лагерь курящих обусловлено, прежде всего, нахождением в компании сверстников (школа, двор, дискотека, Интернет-клубы и другое).

Именно это обуславливает основную мотивацию табакокурения. 64 опрошенных назвали мотивами своего курения следующие: «курю просто так», «как все, так и я», «это модно».

    Данные анкетного опроса родителей показали, что из 37 респондентов этой категории (17 мужчин 20 женщин в возрасте 35 - 50 лет) постоянно курят 13 человек, еще 13 человек курят с разной степенью о- регулярности, не курят вообще 11 человек.hiujnhki4

      Подавляющее большинство родителей принимают меры к тому, чтобы дети не курили. Это в основном, меры разъяснительного характера, лишь единицы воздействуют личным примером. Некоторое значение имеют меры финансового давления и ограничение в развлечениях. Подавляющее  большинство взрослых однозначно отрицательно относится к курению он школьников. Около половины опрошенных родителей осведомлены о законах,  указах, распоряжениях органов власти, школьной администрации по борьбе с курением.

       Педагоги ситуацию с курением учащихся оценивают как «большую угрозу здоровью детей», «катастрофу», «проблему, угрожающую здоровью нации», «чрезвычайную ситуацию», «угрозу национальной безопасности страны». Все педагоги без исключения отрицательно относятся к курению школьников. Они предлагают разнообразные формы борьбы с табакокурением учащихся: методы убеждения и пропаганды, штрафные санкции, повышение цен на сигареты, запрет рекламы табачной продукции, привлечение к административной ответственности курящих подростков.

    Таким образом было выявлено, что взрослые острее осознают опасность злоупотребления табаком, чем   молодое поколение, а педагоги, в силу взаимодействия не с одним-двумя детьми, а с десятками и даже сотнями школьников, понимают, что сложившаяся ситуация наносит реальный вред нескольким поколениям российских граждан и  потому угрожает здоровью всей нации.

      Необходимо объединить усилия, чтобы реально противостоять этому злу.

  Участниками проекта были выработаны предложения по привлечению внимания к проблеме табакокурения в школьной среде и реализации мер, направленных на здоровое будущее России:

  1. Обращение в органы федерального и местного уровня о внесении
    законопроектов:
  • «Об ограничении рекламы табачных изделий на придорожных щитах и введении альтернативной рекламы здорового образа жизни, активного отдыха, спортивных сооружений, спортивной одежды».
  • «О запрещении курения в любых общественных местах, о запрещении поштучной продажи сигарет».
  • «Об ужесточении ответственности работников торговли за нарушение правил торговли, лишении лицензий на торговлю за продажу сигарет несовершеннолетним».
  1. В различных моделях школьного самоуправления реализовать практику общественного договора об отказе учащихся, учителей, родителей от курения в школе.
  2. СМИ усилить пропаганду здорового образа жизни посредствам активного показа кумиров молодежи в области спорта, политики, искусства и шоу - бизнеса, которые не курят или отказались от курения.
  3. Проведение в школах акций «Класс свободный от курения» (разработка положения, проведение конкурса, вручение премий, сертификатов, выдача значков).
  4. Распространение положительных семейных традиций (проведение конкурса мини - проектов «У меня не курит дедушка, папа, не буду курить и я»).

hiujnhki5

Итак, проект разработан. На сцене группа презентаторов. Свое выступление они начали со слов:

Колумб Америку открыл -Отважный был моряк,

Но вместе с тем он научил

Весь мир курить табак.

Минздрав предупреждает: Куренье - это яд!

А Колумб? А Колумб?

Колумб ни в чем не виноват.

Наглядность раздвижного стенда, демонстрационные макеты, эмоциональные приемы презентации, задорные стихи демонстрировали режиссерские, актерские, поэтические таланты этой группы школьников.