IV Всероссийская акция «Я — гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Особенности акции

hiujnhki10hiujnhki11

  В 2004 году Всероссийская акция «Я — гражданин России» прочно вошла в перечень важнейших патриотических форумов Министерства образования Российской Федерации. Анализируя качественные характеристики и общественную значимость представленных проектов, можно было отметить высокую технологичность большинства из них, умение дать аргументированные технико-экономические обоснования, настойчивость школьников в достижении поставленных целей.

На заочный этап IV Всероссийской акции «Я — гражданин России» в оргкомитет было предоставлено около 500 проектов более чем из 60 субъектов Российской Федерации. На финал Акции, который прошел во Всероссийском детском центре «Орленок» с 30 мая по 19 июня 2004 года, были приглашены 55 команд, разработавшие и реализовавшие самые технологичные и социально-значимые проекты.

    За время проведения финала Акции его участники дали возможность сверстникам, жюри и гостям наглядно познакомиться с интересными примерами гражданских инициатив школьников в пяти тематических группах:

- «Моя малая Родина» (социальные проблемы),

- «Живи, Земля» (экологические проблемы),

- «Обустроим школу - обустроим Россию» (проблемы благоустройства родных территорий),

- «Сохраняя прошлое - строим будущее» (патриотическое направление),

- «Луч добра» (гуманитарные проблемы).

Список участников финала Всероссийской акции

Название проекта

Образовательная организация

Территория

1

«Город моей мечты»

Объединение лидерских команд школ Советского района г.Уфа

Республика Башкортостан

2

«Надежда»

Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Тырныауз

Кабардино-Балкарская Республика

3

«В объективе школьный двор»

Гимназия с.Троицкое

Республика Калмыкия

4

«Библиотека моей мечты»

СОШ № 12 г. Элиста

Республика Калмыкия

5

«Елочка»

Гимназия г. Сыктывкар

Республика Коми

6

«Школьный музей»

Болышекарамасская СОШ

Республика Марий Эл

7

«Планета детства»

Звениговская СОШ № 3

Республика Марий Эл

8

«Организация досуга молодежи поселка Чамзинка: кризис, его причины,
пути выхода»

Чамзинская СОШ № 1

Республика Мордовия

9

«Создание   национального   парка   на   территории   Амгано-Нахаринского наслега»

Амгино-Нахаринская СОШ

Республика Саха (Якутия)

10

«АИСТ: шаг навстречу»

Городской  центр детского творчества №   1 г. Набережные Челны

Республика Татарстан

11

«ЭДЕМ (Экология души - экология мира)»

СОШ № 4 г. Черногорск

Республика Хакасия

12

«Досуг и молодежь»

СОШ № 2 г.Ядрил

Республика Чувашия

13

«Не говори  слова, не совершай  поступки»

Георгиевская  СОШ №   1

Ставропольский край

14

«Здоровье учащихся средней школы № 3»

СОШ № 3 г. Советская Гавань

Хабаровский край

15

«Мемориал»

СПОШ № 14 г. Благовещенск

Амурская область

16

«Городской школьный клуб Неон»

СОШ № 8 г. Новодвинск

Архангельская область

17

«Благоустройство школьного двора»

Аксарайская  СОШ

Астраханская
область

18

«Клуб, который построили мы»

Районный дом школьников г. Новый Оскол

Белгородская область

19

«Наше духовное наследие»

СОШ с. Злынка

Брянская область

20

«Патриарший сад - из прошлого в будущее»

Городская станция юных натуралистов «Патриарший сад» г. Владимир

Владимирская область

21

«Становление   лидера»

Окружная   молодежная   организация   лидеров образования, спорта, культуры «Лоск» г. Александров

Владимирская область

22

«Школьный летописец»

СОШ № 75 г. Волгоград

Волгоградская область

23

«Вянг ручей, ты чей?»

СОШ № 1 г. Вытегра

Вологодская область

24

«Возрождение»

Подболотная СОШ с.Ляменьга

Вологодская область

25

«Строительство школьной столовой»

СОШ № 1 г. Острогоржск

Воронежская область

26

«Пусть звонят колокола»

Зайцевская СОШ

Воронежская область

27

«Благоустройство села Шекшова»

Шекшовская СОШ Гаврилово-Посадского района

Ивановская область

28

«Чтобы  помнили»

Сакулинская СОШ Палехского района

Ивановская  область

29

 «Экомузей»

СОШ № 4 г. Кондрово

Калужская область

30

«Как сохранить Култучное озеро»

СОШ № 29 г. Петропавловск-Камчатский

Камчатская область

31

«Милосердие»

Центр детского творчества «Радуга» р.п. Каргаполье

Курганская область

32

«Создание краеведческого музея села»

СОШ с.Ленино

Липецкая область

33

«Удачный старт»

Подростковый клуб «Волонтер» г. Нижний Новгород

Нижегородская область

34

«Остановим    овраги»

Экологический    клуб    Безменовской    СОШ г. Черепаново

Новосибирская область

35

«Памяти павших во имя живых»

СОШ № 7 г. Мценск

Орловская область

36

«Улица полна неожиданностей»

СОШ с.Русский Камешкир

Пензенская область

37

«Исторические хроники провинциального города»

Гимназия г.Нытва

Пермская
область

38

«Водоснабжение хутора Старая станица»

СОШ х.Старая Станица

Ростовская область

39

«Молодежный продюсерский центр «Звездный путь»

Центр «Поиск» с. Сергиевск

Самарская область

40

«Карта села Кинель-Черкассы»

СОШ № 3 с. Кинель-Черкассы

Самарская область

41

«Имею право»

СОШ № 8 г. Южно-Сахалинск

Сахалинская область

42

«С юбилеем, родной Синсгорск»

СОШ № 18 пос. Синсгорск

Сахалинская область

43

 «Живи, мой город»

СОШ № 19 г. Серов

Свердловская область

44

«Я - тверитянин»

СОШ № 20 г. Тверь

Тверская область

45

«Молодежная биржа труда»

Городской клуб менеджеров «Новая цивилизация» г. Стрежевой

Томская область

46

«Помогая природе, поможем себе!»

СОШ №61 г. Узловая

Тульская область

47

«Пляж Свияги»

Ишеевская СОШ

Ульяновская область

48

«Память»

гимназии № 79 г. Ульяновск

Ульяновская область

49

«Школа - уютный дом»

СОШ № 153 г. Челябинск

Челябинская область

50

«Безопасность в большом городе»

СОШ № 45 г. Челябинск

Челябинская область

51

«Детский городок: творим и строим - я и моя семья»

СОШ п. Сергино

Ханты-Мансийский АО

52

«Выявление геопатогенных зон в школе, мешающих активной работе учащихся»

СОШ № 1136 Северо-Западный АО

г. Москва

53

«Молодежь голосует за здоровый образ жизни»

СОШ №1963 Юго-Западный АО

г. Москва

54

«Клуб физического здоровья»

гимназия № 426

г. Санкт-Петербург

55

«Покаяние»

гимназия № 49

г.Санкт-Петербург

    Среди них были выявлены глубокие и интересные гражданские проекты, которые стали своего рода эталоном технологичности, как для самих школьников,желающих продолжать это благородное дело, так и для педагогов - координаторов, увидевших новые методические линии совершенствования проектной деятельности. Эти проекты были представлены большой аудитории ВДЦ «Орленок» в Доме культуры и спорта.

    Так, ребята из школы № 3 села Кинель-Черкассы Самарской области - самого крупного села России взялись за решение очень актуальной проблемы - разработки карты-схемы этого динамично меняющегося населенного пункта.

     Они провели несколько исследований, опросов жителей, привлекли к сотрудничеству ряд подразделений районной администрации и в результате подготовили красочный буклет, издание которою профинансировали районные власти и теперь жители и гости Кинель-Черкасс могут свободно ориентироваться в селе, наглядно увидеть его главные достопримечательности.

      Учащиеся школы № 1 г. Вытегра Вологодской области взяли на себя заботу о сохранении красоты и чистоты родного города. Они стали организаторами очистки ручья, протекающего через весь этот маленький город, который был сильно замусорен за последние годы. Их инициатива вдохновила взрослых горожан. Итогом совместных действий стала очистка и обустройство ручья в пределах городской черты.

      Недетскую проблему приняли на свои плечи санкт-петербургские школьники из гимназии № 9 - проблему захоронения останков воинов. Свой долг перед погибшими за Родину в суровых боях 1941 года на подступах к Ленинграду на Пулковских высотах, они достойно выполнили, продемонстрировав качества истинных траждан России.

      Увековечение памяти героя-земляка, выпускника школы, погибшего в Чечне -стало целью проекта учащихся в школы № 7 г. Мценска Орловской области. Итогом их деятельности стала улица имени героя, а на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.

     В ходе проведения финала этой Акции был реализован интересный педагогический эксперимент. В рамках трёх недель был проведен Всероссийский детский Гражданский форум социальной и творческой активности, более чем тысячи школьников - участников трёх тематических смен: финалистов акции «Я - гражданин России», победителей Всероссийского конкурса ученического самоуправления «Лидер - 2004» и лучших творческих, образцовых детских коллективов «Адрес детства - Россия».

Работа над национальными проектами

   Доброй традицией участников финала акции явилась работа в больших группах  над национальными проектами. В результате, пять больших групп разработали свои социально-образовательные проекты, которые делали попытку решить ряд актуальных проблем большой общественной значимости.

   Группа экологов успешно трудилась над проектом «Капля за каплей», посвященном проблеме дефицита и качества питьевой воды в регионах России..

Социально-экологическая проблема объедината участников национального проекта «Пляж моей мечты». Инициативной группой были разработаны предложения по федеральным программам «Благоустройство пляжей России» и заключен договор о сотрудничестве с дирекцией морских туристических программ ВДЦ «Орлёнок».

    Группа, объединённая изучением актуальных проблем молодёжи, представила проект «От бранного слова к коррозии духа». Ребята из 10 регионов нашей страны.разрабатывая этот национальный проект, считают проблему использования ненормативной лексики в молодёжной среде на сегодняшний момент наиболее злободневной. Очень увлекательными и познавательными стали для всех детей лагеря «Стремительный» акция «День без брани» и «День вежливости», в рамках которых состоялся конкурс частушек и рисунков.

     Национальный проект «Сильная армия - сильная Россия» сплотил вокруг себя не только детей и педагогов-организаторов из 12 регионов России и многих других из числа сотрудников «Орленка», кому небезразлична судьба России. Разрабатывая этот проект, ребята и их педагоги написали обращение в Государственную Думу Российской Федерации, подготовили пакет предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, написали открытые письма в СМИ, общественные организации.

  Группа патриотического, историко-культурологического направления предложила национальный проект, главным содержанием которого является программа создания «Аллей Памяти», посвященных 60-летию победы натиего народа в Великой Отечественной войне. Всё меньше остаётся непосредственных участников войны, притупилась боль от минувших потерь близких в тех жестоких битвах. Но жива человеческая память, и наша задача - привлечь внимание учащихся, молодёжи, всей общественности к проблеме сохранения памяти о героических и трагических событиях этой войны.

  Педагоги, приехавшие вместе с детьми на финал акции, в рамках курсов повышения квалификации, которые провели специалисты Самарского Центра гражданского образования, в практике активного взаимодействия познакомились с различными моделями учебной и воспитательной деятельности, на несколько недель погрузились в работу творческих семинаров по теории и практике социального проектирования.

  В период проведения финала Акции был проведен опрос 55 координаторов школьных проектов по проблемам развития гражданского образования в регионах и, особенно, практики социального проектирования.

  По мнению участников опроса, самыми главными из всех целей и задач социального проектирования являются: формирование у школьников качеств гражданина и патриота своей Родины (85 %), выработка у учащихся навыков социальной адаптации к условиям современной жизни (76 %), конкретное решение социальных проблем на данной территории (56 %), расширение кругозора (34 %) и подготовка будущего поколения организаторов и руководителей (32 %).

 Педагоги высказали пожелание о создании на своих территориях региональных центров гражданского образования; регулярном проведении конкурсов социальных проектов; выпуске специальной литературы по социальному проектированию; необходимости проведения семинаров и фестивалей для обмена опытом и дальнейшей популяризации идей гражданского образования и воспитания.