VI Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Финал VI Всероссийской акции «Я - гражданин России» проходил с 10 по 31 августа 2006 года во Всероссийском детском Центре «Орленок». Здесь собрались 56 школьных команд из 44 территорий России. Впервые в финале Всероссийской Акции принимали участие представители Дагестана, Карелии, Северной Осетии - Алании, Удмуртии; Приморского и Хабаровского краев; Кемеровской, Магаданской, Омской и Рязанской областей.

      Определенный колорит специфике данной тематической смены придавало то, что в это время в Орленке» проходил Всероссийский детский гражданский форум, в котором, помимо финалистов данной акции, участвовали победители Всероссийского конкурса моделей школьного самоуправления «Лидер 2006» и лучшие образцовые творческие коллективы, реализующие программу «Адрес детства — Россия». Форум предполагал активное взаимодействие школьников в этих трех группах, знакомство каждой из них с особенностями конкретной тематической смены.

     В формате финала этой акции наиболее ёмким был смотр проектов школьных команд по четырем тематическим направлениям:

  • проблемы школьной жизни;
  • проблемы благоустройства и экологии;
  • решение актуальных социальных проблем своих территорий
  • вопросы патриотического воспитания и увековечения памяти земляков

Hyfjn54k6j7l8fHyfjn54k6j7l8f4Hyfjn54k6j7l8f5

Список участников финала Всероссийской акции

Название проекта

Образовательная организация

Территория

1

«Безработица и ее влияние на социальную среду в
п. Комсомольском»

СОШ № 11 г.Кизляр

Республика Дагестан

2

«Школьное туристическое бюро «Илматар»

Петровская СОШ г.Петрозаводск

Республика Карелия

3

«Приятного аппетита»

Ики-Бурульская СОШ

Республика Калмыкия

4

«Омбудсмен детства»

Большецарицынская СОШ № 2

Республика Калмыкия

5

«Пешеходный переход — твоя безопасность»

СОШ № 19 г.Йошкар-Ола

Республика Марий Эл

6

«Я -патриот родного края»

Улах-Анская СОШ Хангаласский улус

Республика Саха (Якутия)

7

«Война — экологическое бедствие»

Станция юных натуралистов г.Моздок

Республика Северная Осетия - Алания

8

«Если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья»

Каратунская СОШ

Республика Татарстан

9

«Ритмы сердца»

Гимназия № 56 г.Ижевск

Республика Удмуртия

10

«Даешь каток!»

Веселоярская СОШ

Алтайский край

11

«Зимой мы учимся, а летом трудимся»

«Академия экологии души» г.Геленджик

Краснодарский край

12

«Детской библиотеке быть!»

Академический колледж ВГУЭС г.Владивосток

Приморский край

13

«Детский травматизм на дорогах, ведущих к школе»

СОШ № 28 г.Владивосток

Приморский край

14

«Влияние сотового телефона на жизнь школьника»

СОШ № 5 с.Сергиевское

Ставропольский край

15

«Мы выбираем чистый поселок!»

СОШ № 4 п.Ванино

Хабаровский край

16

«Детский дом — дом здоровья»

СОШ № 35 г.Архангельск

Архангельская область

17

«Создание музея национальных культур»

СОШ № 12 г.Астрахань

Астраханская область

18

«Сотвори свое будущее»

СОШ № 65 г.Астрахань

Астраханская область

19

«Издание газеты для подростков»

СОШ «Белогорский класс» г.Алексеевка

Белгородская область

20

«Перед учителями в долгу»

Молодежная организация «Лоск» Александровский район

Владимирская область

21

«Молодежная газета Городищенского района»

СОШ № 1 р.п.Городище

Волгоградская область

22

«13-й квартал, он такой один»

СОШ № 134 г.Волгоград

Волгоградская область

23

«Создание сайта «Школа — правовое пространство»

Гимназия № 1 г.Волгоград

Волгоградская область

24

«Детская площадка»

Гремячинская СОШ

Вологодская область

25

«Дети - детям»

ЦДТ п.Грибановский

Воронежская область

26

«Газета для поселка»

Туристско-краеведческий клуб «Юлит» п.Стрелица

Воронежская область

27

«Дорога, которую мы выбираем»

СОШ № 2 г.Кантемировка

Воронежская область

28

«Село родное...»

Новоселковская СОШ

Ивановская область

29

«Чтобы помнили» (Сквер памяти)

Буньковская СОШ

Ивановская область

30

«Взойдет ли солнышко над «Солнышком»

Войловская СОШ

Калужская область

31

«Обустройство площадки для отдыха на сопке Заячьей»

ДДТ г.Вилючинск

Камчатская область

32

«Нет — вандализму!»

Лицей № 89 г.Кемерово

Кемеровская область

33

«Надежда России»

ДТДиМ г.Кострома

Костромской области

34

Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана

Гимназия № 13 г.Магадан

Магаданская область

35

«Вместе в будущее»

ДТЮ им.В.П.Чкалова г.Нижний Новгород

Нижегородская область

36

«Я и будущее моего района»

Рагозинская СОШ

Омская область

37

«Спортивное оборудование и инвентарь для сельской школы»

Николаевская СОШ

Оренбургская область

38

«RABIES – STOP» (решение проблемы профилактики бешенства)

Овсяниковская СОШ

Орловская область

39

«Школа активного гражданина»

ДДТ г.Заречный

Пензенская область

40

«Есть в Опочке уголок...»

Гимназия г.Ополочки

Псковская область

41

«Веселовский парк»

Веселовская СОШ

Ростовская область

42

«Информационно-профориентационный центр «Фортуна»

Милославская СОШ

Рязанская область

43

«Труба зовет»

СОШ № 124 г.Самара

Самарская область

44

«Благоустройство зоны отдыха»

Садгородская СОШ Кинель-Черкасский район

Самарская область

45

«Самару, улицу, лицей преобразить — вот наша цель»

Областной многопрофильный лицей

Самарская область

46

«Школа актива (волонтеров), как решение проблемы незанятости детей, проживающих в удаленных районах города»

ДТДиМ г.Саратов

Саратовская область

47

«Самая первая»

СОШ № 11 г.Южно-Сахалинск

Сахалинская область

48

«Перекресток»

Гимназия п.Ноглики

Сахалинская область

49

«Неблагоустроенное детство»

Русскопотамская СОШ

Свердловская область

50

«Боль людская»

Первомайская СОШ

Томская область

51

«Дополнительный рейс»

Поросинская СОШ

Томская область

52

«Лесной дозор»

Тумкинская СОШ

Ульяновская область

53

«Студенческий день донора»

СОШ № 106 г.Челябинск

Челябинская область

54

«Ленинградские дети»

СОШ № 79 г.Санкт-Петербург

г.Санкт-Петербург

55

«Безопасная зона»

СОШ № 1714 г.Москва

г.Москва

56

«Улица для человека»

Центр эстетического воспитания детей гимназии № 1521 г.Москва

г.Москва

 

Из их числа было выделено 12 наиболее полно отвечающим технологии социально-образовательного проекта «Гражданин». Работа по выявлению этих 12 команд была вызвана необходимостью определения школьников-лидеров социального проектирования России для выдвижения их на награждение премиями Президента Российской Федерации в номинации «Поддержка талантливой молодежи» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Направление «Школьные и молодежные проблемы».

  1. «Омбудсмен детства» - Республика Калмыкия.
  2. «Даешь каток!» - Алтайский край.
  3. «Спортивное оборудование и инвентарь для сельской школы» - Оренбургская область.

Направление «Благоустройство и экология».

  1. «Дорога, которую мы выбираем» - Воронежская область.
  2. «Благоустройство зоны отдыха» - Самарская область.
  3. «Детская площадка» - Вологодская область.

Направление «Социальные проблемы».

  1. «Труба зовет» - г.Самара.
  2. «Дополнительный рейс» - Томская область.
  3. «Неблагоустроенное детство» - Свердловская область.

Направление «Патриотическое».

  1. «Чтобы помнили» (Сквер памяти) — Ивановская область.
  2. «Самая первая» - Сахалинская область.
  3. «Создание музея национальных культур» - г.Астрахань.

   Затем сотрудники Самарского регионального Центра гражданского образования провели многоуровневый мониторинг определения школьников-лидеров, внесших наиболее весомый вклад в  работу над проектом своей команды. Были проведены социологические опросы педагогов-координаторов школьных проектов, участников команд, членов жюри, воспитателей и вожатых «Орленка», позволившие объективно оценить вклад каждого финалиста в разработку и реализацию социальных проектов, их гражданские и лидерские качества.

    В результате мониторинга был определен круг школьников достойных поощрения за активную многоплановую деятельность по решению важных проблем своих территорий:

Направление «Школьные и молодежные проблемы».

  1. Эльдеева Цагана — Республика Калмыкия.
  2. Милошенко Дмитрий — Алтайский край.
  3. Климачев Сергей — Оренбургская область.

Направление «Благоустройство и экология».

  1. Гончарук-Иванова Анна — Воронежская область.
  2. Бабусенко Ксения — Самарская область.
  3. Уварова Екатерина – Вологодская область.

Направление «Социальные проблемы».

  1. Горобородько Ксения — г.Самара.
  2. Баклушина Полина — Томская область.
  3. Шароглазова Мария — Свердловская область.

Направление «Патриотическое».

  1. Колосов Андрей — Ивановская область.
  2. Чеховская Ольга — г.Южно-Сахалинск.
  3. Калистратова Татьяна — г.Астрахань.

  Важной вехой финала VI Всероссийской акции «Я - гражданин России» стал Парад проектов, который проходил на сцене Дворца культуры и спорта «Орленка». Участникам и гостям финала были представлены четыре образцовых проекта, которые стали лидерами своих тематических групп: «Омбудсмен детства» (Республика Калмыкия»; «Дорога, которую мы выбираем» (Воронежская область); «Труба зовет» (Самарская область); «Чтобы помнили» (Ивановская область).

  Участники команды «ЮнИОР» из Республики Калмыкия самой актуальной проблемой посчитали защиту прав ребенка в своей республики. Целью проекта стало введение в республике государственной должности Уполномоченного по  правам ребенка. Участникам проекта удалось добиться того, что Народный Хурал (государственный орган законодательной власти республики) принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия». Таким образом, школьники из Калмыкии на деле доказали, что любой гражданин России может выступить с законодательной инициативой, которая не останется без внимания.

  Учащиеся Кантемировской средней общеобразовательной школы № 2 Воронежской области, проведя социологический опрос школьников об актуальных проблемах своего поселка, остановились на идее восстановления в микрорайоне, в котором проживает более 2 тысяч человек, тротуара по улице Шевченко. Наличие в округе крупных учреждений и предприятий: таможни, пограничной службы, лесхоза, электросети, колхоза «Кантемировец», ООО «Продвижение» приводит к огромному потоку большегрузного транспорта на данном участке дороги. Маневрируя по опасному участку дорогу школьники и учителя подвержены опасности попасть в дорожно-транспортное происшествие. Проектная группа наметила конкретные виды деятельности — расчистка тротуара от деревьев и кустарников, освобождение его от бытового мусора и восстановление дорожного покрытия тротуара по улице Шевченко до здания школы. Школьники добились включения в план благоустройства поселка всех их предложений. Теперь дорога в школу стала уютной и безопасной.

  Проект «Труба зовет» был разработан и реализован учащимися средней школы № 124 г.Самары, членами детского правового клуба «Подспорье». Проблема, на решение которой направлен проект — рост хищений мобильных телефонов. Ребята провели детальное исследование данной проблемы. По данным пресс-службы УВД Самарской области число краж увеличилось в 500 раз за 2003-2006 года, что составили примерно 20 % всех преступлений, совершаемых в подростковой среде. Социологический опрос показал, что самой незащищенной социальной группой перед охотниками за мобильными телефонами являются школьники средних классов. Участники проекта составили памятку «Как не стать жертвой телефонной кражи», разработали предложения в действующее законодательство (Закон «О связи» и Уголовный Кодекс РФ). Также составили обращение к председателю комитета по здравоохранению, образованию и социальной политике Самарской Губернской Думы Мусаткину Н.Ф. с целью вынесения на повестку заседаний вопроса о предложенных ими поправках в действующее законодательство, связанного с противодействием хищению сотовых телефонов. Данный комитет Губернской Думы принял решение о поддержке предложений школьников и инициации собственного аналогичного законопроекта в Государственную Думу РФ.

   Учащиеся Буньковской средней школы Ивановской области проводили большую работу по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Они собрали и записали воспоминания 44 земляков, работавших в 1941-1945 годы на трудовом фронте. Эти воспоминания являются свидетельствами невероятного подвига и самопожертвования. У школьников появилась идея создания Сквера Памяти, где бы проходили встречи ветеранов с учащимися школы и другими жителями поселка. Совместно с родителями и местными жителями они оформили клумбы, вырастили рассаду, изготовили скамейки для сквера. 9 мая 2005 года состоялось торжественное открытие и каждый труженик тыла смог посадить свою березу. В центре сквера участники проекта установили памятный камень — стелу. Теперь ветераны тыла вместе со школьниками ухаживают за сквером, сюда смогут прийти их дети и внуки, прийти и минутой молчания почтить память павших.

Работа над Мегапроектами

  По традиции, в ходе финала Акции проходит стадия совместной разработки школьниками и педагогами емких проектов общенационального характера. В этом году было решено реализовать два Мегапроекта, каждый из которых разрабатывался педагогами и школьниками в весьма емких группах - по 225 человек. Весьма показательно, что на этой смене участники финала - дети и взрослые посвятили Мега-проекты проблемам развития Всероссийского детского центра «Орленок», как ведущей научно-методической структуры системы дополнительного образования страны.

 Один из проектов был посвящен проблеме знакомства широких масс молодежи с культурно-историческими достопримечательностями различных регионов нашей Родины. Разработчики назвали свой проект «От «Орленка» до окраин.ru». В ходе создания этого мегапроекта подростки сумели разработать сайт «От Орленка» до окраин», провели акцию «Оставь «Орленку» частицу родного края» по сбору сувениров, печатной продукции, буклетов о культурно-исторических достопримечательностях разных мест России, составили банк данных волонтерских групп в регионах из числа участников акции.

 Другой мегапроект был посвящён созданию локального дендропарка «Уголки России». Ребята решили, что в условиях реконструкции «Орленка» детский лагерь «Комсомольский» может поэтапно обустраивать и небольшой парк, в котором представители тех или иных территорий, приехавших в «Орленок», могут посадить деревья, кустарники и другие зеленые насаждения, наиболее типичные для их родной территории. Тем самым решались бы две задачи: расширения природного многообразия детского лагеря и патриотического воспитания юношества, так как ребята, приезжающие в «Орленок» из разных регионов России, смогут увидеть в этом парке конкретный символ своей малой родины, отразить здесь всю красоту российской земли.

  Эти практико-ориентированные проекты, реально связанные с нуждами «Орленка», продемонстрировали компетентное владение школьниками проектной технологией, их умение увидеть насущные проблемы конкретного объекта в конкретной ситуации и возможность работать большими группами в достижении реального социально-значимого результата.