Система
практических заданий по внедрению в структуру
учебной и воспитательной деятельности образовательной организации инновационной программы
«Я – гражданин России»
№1 Наша Родина – Великая Россия
- Создание карты «богатств» России.
- Сочинение и запись школьной песни о «малой Родине».
- Подготовка визуальной и реальной презентации «Одежда и украшения разных национальностей».
- Подготовка эссе-экскурсии «Мое впечатление об интересном уголке России».
- Составление сборника высказываний, пословиц, поговорок о русском народе.
- Создание серии рисунков «Мой сосед по карте», «Мой класс», «Моя школа».
- Создание социального ролика «Вот – настоящий патриот России».
__________________
- Посещение региональных или местных школьных краеведческих музеев.
- Составление генеалогического древа семьи, подготовка рассказа об одном из представителей рода.
- Подготовка эссе «Мой спортивный кумир – защитник чести России».
- «Школьная аллея звезд». Сбор материала о выпускниках родной школы, своими делами прославивших поселок, село, район, область. (Презентация этой информации возможна на классном часе, родительском собрании, празднике школы, сайте школы. По договоренности с администрацией местности и школы можно создать школьную «Аллею звезд», разместить изготовленные собственными руками звезды с именами выпускников школы в отведенном для этого месте).
- Подготовка варианта туристического проспекта «Приглашение на малую Родину» - с представлением наиболее интересных памятников природы, исторических объектов, достопримечательностей Самарской области. (Возможно, эту идею поддержат туристические фирмы и государственные учреждения региона, заинтересованные в развитии местного туризма).
№ 2 Наше государство и его символы
- Создание критериальной шкалы «Достойный гражданин России».
- Формирование схемы (с образцами символики) «Ветви государственной власти России».
- Сочинение «Мои национальные корни».
- Составление генеалогического древа «Моя родословная».
- Подготовка серии государственных флагов нашей страны в разные годы. Почему они менялись?
- Подготовка социального проекта – «Флаг нашего класса», «Герб нашего класса».
__________________
- Тренинг «Процедура оформления российского государства».
- «Почетные граждане вашего района, родной местности». Сбор информации об этих людях и представление ее в виде творческого отчета (форма отчета по выбору: стенгазета, альбом, школьный праздник, и др.)
- Дискуссия «Свободное использование флаги: за и против».
№ 3 Россия – наш общий дом
- Подготовка эссе «Край моей мечты» (рассказ об уголке России, который хочется посетить).
- Назовите наиболее известные картины русских художников на исторические темы. Составьте рассказ по одной из них.
- Проведение социологического исследования «Наша школа – многонациональная семья».
- Составление таблицы «Общее и особенное Отечественных войн 1812 и 1941 – 1945 годов».
- Создание серии рекламных слайдов «Наша местность – привлекательный уголок России».
- Заполнение таблицы с характеристиками: «черты гражданина», «черты обывателя».
- Создание социального проекта «Ежегодный праздник дружбы народов, живущих на нашей малой Родине.
__________________
- Подготовка рассказов «Сказки моего народа», «Игры народов России», «Кухня народов нашей страны» (защита кулинарных рецептов).
- Деловая игра «Наш класс – правительство России: пути успешного развития страны».
- Подготовка эссе «Что мы знаем о нашем президенте?».
- Подготовка мини-исследования «Хотя мы разные, но мы – Россия» (рассказ о характерных чертах, обычаях, религии представителей разных наций).
№4 Гражданин России: наши права и свободы
- Подготовка эссе «Конституция… Какой она является для нашей страны, региона, родной местности, школы, семьи?»
- Нарисуйте схемы правозащитных структур нашего государства и объясните их функции.
- Групповая работа «Разработка рекомендаций для уровней власти по решению проблем защиты различных прав человека» (с. 23).
__________________
- Составление схемы «Мои права и обязанности».
- Подготовка эссе «Мое отношение к религии».
- Ролевая игра «Создаем детскую телепередачу».
- Проведение конкурса плакатов социальной рекламы по актуальным проблемам современности.
- Групповая дискуссия «Воинская служба по призыву или контрактная служба: что является благом для России?».
- Тренинг «Выборы в демократическом обществе».
- Разработка и решение ситуационных задач «Ваши личные права – были нарушены – адекватные действия».
№ 5 Гражданин России: наши права и обязанности
- Подготовка эссе «Почему следует участвовать гражданам России в выборах на разных уровнях власти?».
- Проведение социологического опроса (включая опросы родителей) «Насколько оправданным был Ваш выбор представителей тех или иных уровней власти?».
- Групповая работа «Разработка рекомендаций по решению проблем трудовой деятельности и имущественных отношений» (с. 18).
- Проведение интервью с родителями и родственниками «Ваши впечатления о службе в армии – позитивные и негативные».
- Подготовка пакета предложений органами местной власти «Превратим родную местность в уголок образцовой экологии».
- Разработка социального проекта «Предпризывная подготовка – какой она должна быть в современной России».
________________
- Составление и обсуждение с родителями прав, которыми дети будут наделены дома.
- Тренинг «Подготовка иска в судебные инстанции по защите прав потребителя».
- Выработка варианта законодательного проекта «О защите прав вкладчиков банков».
- Экологический десант на ближайшую территорию.
№ 6 Жизнь дается один раз
- Подготовка таблицы с комментариями: «Факторы, которые содействуют продлению и сокращению жизни человека».
- Подготовка классного праздника здоровья и спорта «Самый спортивный класс школы – наш» (Совместно с администрацией школы и учителем физкультуры).
- Проведение блиц-опроса родителей «Что стало поводом для первого знакомства со спиртным и курением?», «Какие надо предпринять усилия для отказа от этой вредной привычки?».
- Подготовка словесного портрета курильщика (с. 24).
- Подготовка эссе-исследования «Меры деятельности государства и местной власти за последние годы по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией».
- Разработка социального проекта «Школа без курения и токсикомании».
________________
- Подготовка эссе «Мой режим дня», «Здоровье требует жертв».
- Проведение блиц-социологического исследования среди знакомых, друзей, родственников «Какая часть зарплаты, карманных денег и стипендии уходит на табачные изделия, алкоголь?».
№ 7 Наш выбор – здоровый образ жизни
- Подготовка мини-исследования «Средняя продолжительность жизни в нашей стране и других государствах: динамика изменений, национальные тенденции, климат, системы воспитания».
- Рассказ о долгожителях родной местности «Их образ жизни – советы молодым».
- Задание «Тест на легкомыслие» - выявление волевых характеристик личности (с. 17-18).
- Групповая работа «Разработка рекомендаций по решению актуальных проблем здорового образа жизни молодежи в стране и родной местности» (с. 23).
- Подготовка словесного образа наркомана с позиций: здоровья, уголовного кодекса, работоспособности, семейных отношений, социального статуса.
- Подготовка презентации-рассказа «Мой кумир из сферы искусства, спорта, политической жизни, бизнеса – сторонник здорового образа жизни».
________________
- Проведение конкурса плакатов по тематике: «Никотин и здоровье», «Наркомания – путь в никуда», «СПИД – чума современного общества».
- Разработка проекта «Гражданин» по проблеме здорового образа жизни молодежи на конкретной территории.
№ 8 Закон и ответственность
- Выполнение теста на понимание терминов «Закон и ответственность»
(с. 9-10).
- Подготовка эссе «Наиболее распространенные среди несовершеннолетних преступления: как их предотвратить?» (С использованием примеров из родной местности).
- Выполнение теста «Детектор лжи» (с. 23-24).
- Практическая работа с текстом Уголовного кодекса РФ: какие статьи уголовного кодекса требуют смягчения, ужесточения либо изъятия. Дать аргументированные предложения.
- Разработка рекомендаций органам власти «Пути и средства наиболее гуманной социальной реабилитации граждан, после отбытия ими уголовного наказания».
________________
- Оформление графической схемы правоохранительных органов России с краткой характеристикой их функций.
- Дискуссия «Вымогательство среди учащихся: причины, следствия, действия по самозащите от вымогательства».
- Дебаты «Отмена смертной казни в России: благо или зло?».
- Обсуждение проблем преступной группы по материалам одного из фильмов по этой тематике.
№ 9 Твой трудовой старт
- Проведение автономного анкетирования школьников и родителей «Кем быть?» - выявление ориентации на будущую профессию.
- «Мои первые деньги», «Мое первое вознаграждение за работу» - подготовка рассказа о собственных житейских ситуациях.
- Работа с Интернет-ресурсами учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования региона: «Тенденции профессиональной подготовки, достойной оплаты труда, социального статуса».
- Подготовка варианта индивидуального резюме для работодателя с целью трудоустройства (временно или постоянно).
- Групповая работа «Подготовка рекомендаций органам власти по решению проблем трудовой занятости граждан» (с. 28).
- Разработка социального проекта «Школьная молодежная биржа труда».
________________
- Разработка варианта трудового договора с работодателем по конкретному виду трудоустройства.
- Подготовка мини-исследования «Тенденции и перспективы социально-экономического развития региона, родной местности».
- Экскурсия в ближайшие промышленные и сельские предприятия, фирмы, органы занятости населения.
- Участие в работе региональных Интернет-конференций «Открытый урок».
№ 10 «Мы граждане независимой России»
- Подготовка эссе «Если бы президентом России был я» - демонстрация и аргументация решения наиболее актуальной проблемы государства.
- Выполнение заданий теста «Я – президент» (с. 17).
- Выполнение групповой работы «Как нам обустроить Россию» (с. 8).
- Подготовить емкую схему с конкретными руководителями всех ветвей власти на уровне: России, Самарской области, м.р. Кинель-Черкасский, с.п. Кротовка.
- Подготовка мини-эссе с аргументами и схемой о перспективности новой системы народовластия, которая началась впервые внедряться в России на примере Самарской области в сентябре 2015 г.
- Социальный проект «Школьный суд как средство формирования правовой компетентности учащихся и родителей».
__________________
- Подготовка эссе «Мой любимый политический лидер».
- Экскурсии в разные структуры государственной власти (местную администрацию, законодательный орган, полицию, военкомат и др.).
- Ролевая игра-диспут двух команд «Плюсы и минусы диктаторского и демократического государства».
- Подготовка эссе «В какой армии мне хотелось бы служить».
- Подготовка исследований – «Программы и реальные дела ведущих политических партий и движений современной России» (Возможно с использованием примеров из Самарской области).
- «Я хочу задать вопрос…» - встреча с представителем властных структур города, района, села.
№ 11 Достоинства и недостатки человека
- Создание эмоциональных портретов личности школьников («Мои позитивные и негативные черты»).
- Разработка «Кодекса чести нашей семьи», «Морального кодекса класса».
- «Парад гуманизма» - обсуждение материалов наиболее популярных отечественных и зарубежных фильмов.
- Подготовка общеклассной акции «Жадности – бой!».
- Групповая работа по подготовке рекомендаций решения, актуальных проблем совершенствования личности (с. 6).
- Подготовка и проведение всем классом «Недели добрых дел».
__________________
- Проведение конкурса рисунков «Моя школа», формирование красочного альбома «Мы – класс».
- Подготовка рассказов «Мои домашние обязанности».
- Составление бюджета семьи на неделю, месяц.
- Составление списка собственных умений с фиксацией изменений, произошедших за год.
- Подготовка эссе «Самый счастливый день в моей жизни», «История из молодости моих родителей».
- Подготовка экспонатов для выставки поделок и фотографий «Хобби моей семьи».
- Выполнение социального задания «Моя помощь ветерану».
- Составление и отработка правил ведения споров, ситуаций аргументированного отстаивания собственной позиции.
№ 12 Мы – против экстремизма
- Подготовка эссе «Мое первое знакомство с проявлением экстремизма».
- Выполнение задания «Характерные черты личности «уличного» экстремиста» (с. 15).
- Выполнение теста «Конфликтный ли вы человек?» (с. 17-18).
- Разработка рекомендаций разным уровням власти о наиболее гармоничных и легитимных мерах социальной адаптации мигрантов на территории РФ.
- Ролевая игра «Спортивные фанаты: пропагандисты и защитники интересов российского спорта или люди с необузданной психикой, жаждой «самоутверждения?».
- Разработка социального проекта «Гуманное граффити как фактор позитивного имиджа родной территории».
__________________
- Подготовка эссе «Причины проявления национализма и экстремизма в современной России».
- Тренинг «Формирование лидерских качеств: ступени роста».
- Дискуссия «В какой неформальной группе мне было бы комфортно».
№ 13 Мы в обществе
- Подготовка эссе «Современные «островки» гражданского общества в стране, регионе, родной местности».
- Задание для групп мальчиков и девочек – «Какие важнейшие характеристики хотелось бы видеть у моей будущей семьи?». Формирование общей шкалы индикаторов «Успешная семья».
- Разработка рекомендаций по решению социальных задач гармонизации отношений в международном и Российском сообществе (с. 15).
- Подготовка эмоционального портрета человека – идеального партнера для успешного взаимодействия в социуме (с. 15).
- Подготовка эссе «Если бы директором школы был я» с рекомендациями по совершенствованию различных аспектов школьной жизни.
- Выполнение теста «Мое положение в классе» (с. 37).
__________________
- Дискуссия «Что нам создает дискомфорт в современном обществе?».
- Тренинг «Гармоничное вхождение нового человека в коллектив».
- Мини-социологическое исследование демографического, классового и экономического положения граждан локальных территорий.
- Деловая игра «Мы выдвигаем кандидата в депутаты (Государственной, губернской, городской Думы, районного Совета, собрания представителей сельской местности)».
№ 14 Наши права и обязанности
- Выполнение задания «Соотношение понятий «мораль» и «право»»
(с. 7).
- Подготовка эссе «Почему в нашей стране еще не всегда граждане равны перед законом?». Приведите примеры из современной российской действительности.
- Подготовка сравнительной таблицы «Права ребенка» и «Права человека».
- Разработка рекомендаций по наиболее полной реализации прав ребенка в школе (задерживание учащихся в классе после звонка с урока, перегрузка с заданиями и др.).
- Подготовка перечня важнейших конституционных обязанностей граждан РФ с детальным их комментированием на местных примерах.
__________________
- Дебаты «Можно ли остаться высоконравственным человеком, будучи политическим лидером?».
- Тренинг заполнения налоговой декларации.
- Дебаты «Роль органов местного самоуправления в развитии гражданского общества в России».
- Разработка проекта закона для Самарской области по одной из актуальных проблем (молодежной политике, гарантиях трудоустройства молодежи после окончания ВУЗа и др.).
№ 15 Антитеррор
- Подготовка эссе с визуальными презентациями наиболее известных случаях терроризма в масштабах нашей страны и мирового сообщества.
- Разработка рекомендаций по решению актуальных проблем в обществе, содействующих развитию терроризма. Работа в группах (с. 9).
- Проведение социологического опроса школьников и педагогов «Школьный терроризм и как его искоренить».
- Разработка социального проекта «Безопасная школа».
____________________
- Деловая игра «Заседание Совета Безопасности ООН по поводу одного из проявлений международного терроризма».
- Создание словесного и психологического портрета современного террориста.