Содержание программы - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Система

практических заданий по внедрению в структуру

учебной и воспитательной деятельности образовательной организации инновационной программы

«Я – гражданин России»

№1 Наша Родина – Великая Россия

-   Создание карты «богатств» России.

-   Сочинение и запись школьной песни о «малой Родине».

-   Подготовка визуальной и реальной презентации «Одежда и украшения разных национальностей».

-   Подготовка эссе-экскурсии «Мое впечатление об интересном уголке России».

-   Составление сборника высказываний, пословиц, поговорок о русском народе.

-   Создание серии рисунков «Мой сосед по карте», «Мой класс», «Моя школа».

-   Создание социального ролика «Вот – настоящий патриот России».

__________________

  • Посещение региональных или местных школьных краеведческих музеев.
  • Составление генеалогического древа семьи, подготовка рассказа об одном из представителей рода.
  • Подготовка эссе «Мой спортивный кумир – защитник чести России».
  • «Школьная аллея звезд». Сбор материала о выпускниках родной школы, своими делами прославивших поселок, село, район, область. (Презентация этой информации возможна на классном часе, родительском собрании, празднике школы, сайте школы. По договоренности с администрацией местности и школы можно создать школьную «Аллею звезд», разместить изготовленные собственными руками звезды с именами выпускников школы в отведенном для этого месте).
  • Подготовка варианта туристического проспекта «Приглашение на малую Родину» - с представлением наиболее интересных памятников природы, исторических объектов, достопримечательностей Самарской области. (Возможно, эту идею поддержат туристические фирмы и государственные учреждения региона, заинтересованные в развитии местного туризма).


№ 2 Наше государство и его символы

-   Создание критериальной шкалы «Достойный гражданин России».

-   Формирование схемы (с образцами символики) «Ветви государственной власти России».

-   Сочинение «Мои национальные корни».

-   Составление генеалогического древа «Моя родословная».

-   Подготовка серии государственных флагов нашей страны в разные годы. Почему они менялись?

-   Подготовка социального проекта – «Флаг нашего класса», «Герб нашего класса».

__________________

  • Тренинг «Процедура оформления российского государства».
  • «Почетные граждане вашего района, родной местности». Сбор информации об этих людях и представление ее в виде творческого отчета (форма отчета по выбору: стенгазета, альбом, школьный праздник, и др.)
  • Дискуссия «Свободное использование флаги: за и против».

 

№ 3 Россия – наш общий дом

-   Подготовка эссе «Край моей мечты» (рассказ об уголке России, который хочется посетить).

-   Назовите наиболее известные картины русских художников на исторические темы. Составьте рассказ по одной из них.

-   Проведение социологического исследования «Наша школа – многонациональная семья».

-   Составление таблицы «Общее и особенное Отечественных войн 1812 и 1941 – 1945 годов».

-   Создание серии рекламных слайдов «Наша местность – привлекательный уголок России».

-   Заполнение таблицы с характеристиками: «черты гражданина», «черты обывателя».

-   Создание социального проекта «Ежегодный праздник дружбы народов, живущих на нашей малой Родине.

__________________

  • Подготовка рассказов «Сказки моего народа», «Игры народов России», «Кухня народов нашей страны» (защита кулинарных рецептов).
  • Деловая игра «Наш класс – правительство России: пути успешного развития страны».
  • Подготовка эссе «Что мы знаем о нашем президенте?».
  • Подготовка мини-исследования «Хотя мы разные, но мы – Россия» (рассказ о характерных чертах, обычаях, религии представителей разных наций).


№4 Гражданин России: наши права и свободы

-   Подготовка эссе «Конституция… Какой она является для нашей страны, региона, родной местности, школы, семьи?»

-   Нарисуйте схемы правозащитных структур нашего государства и объясните их функции.

-   Групповая работа «Разработка рекомендаций для уровней власти по решению проблем защиты различных прав человека» (с. 23).

__________________

  • Составление схемы «Мои права и обязанности».
  • Подготовка эссе «Мое отношение к религии».
  • Ролевая игра «Создаем детскую телепередачу».
  • Проведение конкурса плакатов социальной рекламы по актуальным проблемам современности.
  • Групповая дискуссия «Воинская служба по призыву или контрактная служба: что является благом для России?».
  • Тренинг «Выборы в демократическом обществе».
  • Разработка и решение ситуационных задач «Ваши личные права – были нарушены – адекватные действия».


№ 5 Гражданин России: наши права и обязанности

- Подготовка эссе «Почему следует участвовать гражданам России в выборах на разных уровнях власти?».

- Проведение социологического опроса (включая опросы родителей) «Насколько оправданным был Ваш выбор представителей тех или иных уровней власти?».

- Групповая работа «Разработка рекомендаций по решению проблем трудовой деятельности и имущественных отношений» (с. 18).

- Проведение интервью с родителями и родственниками «Ваши впечатления о службе в армии – позитивные и негативные».

- Подготовка пакета предложений органами местной власти «Превратим родную местность в уголок образцовой экологии».

- Разработка социального проекта «Предпризывная подготовка – какой она должна быть в современной России».

________________

  • Составление и обсуждение с родителями прав, которыми дети будут наделены дома.
  • Тренинг «Подготовка иска в судебные инстанции по защите прав потребителя».
  • Выработка варианта законодательного проекта «О защите прав вкладчиков банков».
  • Экологический десант на ближайшую территорию.


№ 6 Жизнь дается один раз

-   Подготовка таблицы с комментариями: «Факторы, которые содействуют продлению и сокращению жизни человека».

-   Подготовка классного праздника здоровья и спорта «Самый спортивный класс школы – наш» (Совместно с администрацией школы и учителем физкультуры).

-   Проведение блиц-опроса родителей «Что стало поводом для первого знакомства со спиртным и курением?», «Какие надо предпринять усилия для отказа от этой вредной привычки?».

-   Подготовка словесного портрета курильщика (с. 24).

-   Подготовка эссе-исследования «Меры деятельности государства и местной власти за последние годы по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией».

-   Разработка социального проекта «Школа без курения и токсикомании».

________________

  • Подготовка эссе «Мой режим дня», «Здоровье требует жертв».
  • Проведение блиц-социологического исследования среди знакомых, друзей, родственников «Какая часть зарплаты, карманных денег и стипендии уходит на табачные изделия, алкоголь?».

 

№ 7 Наш выбор – здоровый образ жизни

-   Подготовка мини-исследования «Средняя продолжительность жизни в нашей стране и других государствах: динамика изменений, национальные тенденции, климат, системы воспитания».

-   Рассказ о долгожителях родной местности «Их образ жизни – советы молодым».

-   Задание «Тест на легкомыслие» - выявление волевых характеристик личности (с. 17-18).

-   Групповая работа «Разработка рекомендаций по решению актуальных проблем здорового образа жизни молодежи в стране и родной местности» (с. 23).

-   Подготовка словесного образа наркомана с позиций: здоровья, уголовного кодекса, работоспособности, семейных отношений, социального статуса.

-   Подготовка презентации-рассказа «Мой кумир из сферы искусства, спорта, политической жизни, бизнеса – сторонник здорового образа жизни».

________________

  • Проведение конкурса плакатов по тематике: «Никотин и здоровье», «Наркомания – путь в никуда», «СПИД – чума современного общества».
  • Разработка проекта «Гражданин» по проблеме здорового образа жизни молодежи на конкретной территории.

 

№ 8 Закон и ответственность

-   Выполнение теста на понимание терминов «Закон и ответственность»

(с. 9-10).

-   Подготовка эссе «Наиболее распространенные среди несовершеннолетних преступления: как их предотвратить?» (С использованием примеров из родной местности).

-   Выполнение теста «Детектор лжи» (с. 23-24).

-   Практическая работа с текстом Уголовного кодекса РФ: какие статьи уголовного кодекса требуют смягчения, ужесточения либо изъятия. Дать аргументированные предложения.

-   Разработка рекомендаций органам власти «Пути и средства наиболее гуманной социальной реабилитации граждан, после отбытия ими уголовного наказания».

________________

  • Оформление графической схемы правоохранительных органов России с краткой характеристикой их функций.
  • Дискуссия «Вымогательство среди учащихся: причины, следствия, действия по самозащите от вымогательства».
  • Дебаты «Отмена смертной казни в России: благо или зло?».
  • Обсуждение проблем преступной группы по материалам одного из фильмов по этой тематике.

 

№ 9 Твой трудовой старт

-   Проведение автономного анкетирования школьников и родителей «Кем быть?» - выявление ориентации на будущую профессию.

-   «Мои первые деньги», «Мое первое вознаграждение за работу» - подготовка рассказа о собственных житейских ситуациях.

-   Работа с Интернет-ресурсами учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования региона: «Тенденции профессиональной подготовки, достойной оплаты труда, социального статуса».

-   Подготовка варианта индивидуального резюме для работодателя с целью трудоустройства (временно или постоянно).

-   Групповая работа «Подготовка рекомендаций органам власти по решению проблем трудовой занятости граждан» (с. 28).

-   Разработка социального проекта «Школьная молодежная биржа труда».

________________

  • Разработка варианта трудового договора с работодателем по конкретному виду трудоустройства.
  • Подготовка мини-исследования «Тенденции и перспективы социально-экономического развития региона, родной местности».
  • Экскурсия в ближайшие промышленные и сельские предприятия, фирмы, органы занятости населения.
  • Участие в работе региональных Интернет-конференций «Открытый урок».

 

№ 10 «Мы граждане независимой России»

-   Подготовка эссе «Если бы президентом России был я» - демонстрация и аргументация решения наиболее актуальной проблемы государства.

-   Выполнение заданий теста «Я – президент» (с. 17).

-   Выполнение групповой работы «Как нам обустроить Россию» (с. 8).

-   Подготовить емкую схему с конкретными руководителями всех ветвей власти на уровне: России, Самарской области, м.р. Кинель-Черкасский, с.п. Кротовка.

-   Подготовка мини-эссе с аргументами и схемой о перспективности новой системы народовластия, которая началась впервые внедряться в России на примере Самарской области в сентябре 2015 г.

-   Социальный проект «Школьный суд как средство формирования правовой компетентности учащихся и родителей».

__________________

  • Подготовка эссе «Мой любимый политический лидер».
  • Экскурсии в разные структуры государственной власти (местную администрацию, законодательный орган, полицию, военкомат и др.).
  • Ролевая игра-диспут двух команд «Плюсы и минусы диктаторского и демократического государства».
  • Подготовка эссе «В какой армии мне хотелось бы служить».
  • Подготовка исследований – «Программы и реальные дела ведущих политических партий и движений современной России» (Возможно с использованием примеров из Самарской области).
  • «Я хочу задать вопрос…» - встреча с представителем властных структур города, района, села.


№ 11 Достоинства и недостатки человека

-   Создание эмоциональных портретов личности школьников («Мои позитивные и негативные черты»).

-   Разработка «Кодекса чести нашей семьи», «Морального кодекса класса».

-   «Парад гуманизма» - обсуждение материалов наиболее популярных отечественных и зарубежных фильмов.

-   Подготовка общеклассной акции «Жадности – бой!».

-   Групповая работа по подготовке рекомендаций решения, актуальных проблем совершенствования личности (с. 6).

-   Подготовка и проведение всем классом «Недели добрых дел».

__________________

  • Проведение конкурса рисунков «Моя школа», формирование красочного альбома «Мы – класс».
  • Подготовка рассказов «Мои домашние обязанности».
  • Составление бюджета семьи на неделю, месяц.
  • Составление списка собственных умений с фиксацией изменений, произошедших за год.
  • Подготовка эссе «Самый счастливый день в моей жизни», «История из молодости моих родителей».
  • Подготовка экспонатов для выставки поделок и фотографий «Хобби моей семьи».
  • Выполнение социального задания «Моя помощь ветерану».
  • Составление и отработка правил ведения споров, ситуаций аргументированного отстаивания собственной позиции.

№ 12 Мы – против экстремизма

-    Подготовка эссе «Мое первое знакомство с проявлением экстремизма».

-    Выполнение задания «Характерные черты личности «уличного» экстремиста» (с. 15).

-    Выполнение теста «Конфликтный ли вы человек?» (с. 17-18).

-    Разработка рекомендаций разным уровням власти о наиболее гармоничных и легитимных мерах социальной адаптации мигрантов на территории РФ.

-    Ролевая игра «Спортивные фанаты: пропагандисты и защитники интересов российского спорта или люди с необузданной психикой, жаждой «самоутверждения?».

-    Разработка социального проекта «Гуманное граффити как фактор позитивного имиджа родной территории».

__________________

  • Подготовка эссе «Причины проявления национализма и экстремизма в современной России».
  • Тренинг «Формирование лидерских качеств: ступени роста».
  • Дискуссия «В какой неформальной группе мне было бы комфортно».

 

№ 13 Мы в обществе

-    Подготовка эссе «Современные «островки» гражданского общества в стране, регионе, родной местности».

-    Задание для групп мальчиков и девочек – «Какие важнейшие характеристики хотелось бы видеть у моей будущей семьи?». Формирование общей шкалы индикаторов «Успешная семья».

-    Разработка рекомендаций по решению социальных задач гармонизации отношений в международном и Российском сообществе (с. 15).

-    Подготовка эмоционального портрета человека – идеального партнера для успешного взаимодействия в социуме (с. 15).

-    Подготовка эссе «Если бы директором школы был я» с рекомендациями по совершенствованию различных аспектов школьной жизни.

-    Выполнение теста «Мое положение в классе» (с. 37).

__________________

  • Дискуссия «Что нам создает дискомфорт в современном обществе?».
  • Тренинг «Гармоничное вхождение нового человека в коллектив».
  • Мини-социологическое исследование демографического, классового и экономического положения граждан локальных территорий.
  • Деловая игра «Мы выдвигаем кандидата в депутаты (Государственной, губернской, городской Думы, районного Совета, собрания представителей сельской местности)».

№ 14 Наши права и обязанности

-    Выполнение задания «Соотношение понятий «мораль» и «право»»

(с. 7).

-    Подготовка эссе «Почему в нашей стране еще не всегда граждане равны перед законом?». Приведите примеры из современной российской действительности.

-    Подготовка сравнительной таблицы «Права ребенка» и «Права человека».

-    Разработка рекомендаций по наиболее полной реализации прав ребенка в школе (задерживание учащихся в классе после звонка с урока, перегрузка с заданиями и др.).

-    Подготовка перечня важнейших конституционных обязанностей граждан РФ с детальным их комментированием на местных примерах.

__________________

  • Дебаты «Можно ли остаться высоконравственным человеком, будучи политическим лидером?».
  • Тренинг заполнения налоговой декларации.
  • Дебаты «Роль органов местного самоуправления в развитии гражданского общества в России».
  • Разработка проекта закона для Самарской области по одной из актуальных проблем (молодежной политике, гарантиях трудоустройства молодежи после окончания ВУЗа и др.).

 

№ 15 Антитеррор

-    Подготовка эссе с визуальными презентациями наиболее известных случаях терроризма в масштабах нашей страны и мирового сообщества.

-    Разработка рекомендаций по решению актуальных проблем в обществе, содействующих развитию терроризма. Работа в группах (с. 9).

-    Проведение социологического опроса школьников и педагогов «Школьный терроризм и как его искоренить».

-    Разработка социального проекта «Безопасная школа».

____________________

  • Деловая игра «Заседание Совета Безопасности ООН по поводу одного из проявлений международного терроризма».
  • Создание словесного и психологического портрета современного террориста.