У истоков всероссийской акции «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

После показа особенностей методики социального проекта «Гражданин» министру образования России В.М.Филиппову в 2000 году министерство образования РФ санкционировало проведение в 2001 году Всероссийской акции «Я -гражданин России», в рамках которой должен проходить смотр наиболее результативных гражданских инициатив учащихся разных регионов России, выполненных в рамках данного социального проекта.

       Участниками Акции стали учащиеся образовательных учреждений различных типов и видов, члены детских общественных организаций и объединений в возрасте от 11 до 18 лет.

В декабре 2000 года в Самаре состоялся Всероссийский образовательный семинар по "запуску" Акции "Я - гражданин России". В семинаре приняли участие 92 участника из 38 регионов Российской Федерации: специалисты органов управления образованием руководители образовательных учреждений, учителя граждановедения, педагоги учреждений дополнительного образования детей, специалисты системы повышения квалификации работников образования.

В рамках семинара прошел тренинг по разработке вариантов проекта в 4 рабочих группах (темы тренинговых проектов были выбраны и сформулированы самими участниками: "Средства массовой информации и дети", "Обеспечение детей из социально неблагополучных семей новогодними подарками", "Чистый подъезд" и др.). Состоялась презентация и обсуждение разработанных проектов.

Второй день семинара участники, разбившись на группы, провели в образовательных учреждениях Самарской области, где знакомились с конкретным опытом реализации проектов, встречались с представителями администрации районов, руководителя образовательных учреждений, детьми - непосредственными участниками социальй проектов. Завершился семинар дискуссией участников по проблемам проведения Акции.

К семинару учредители Акции подготовили учебно-методическое пособие "Всероссийская акция "Я- гражданин России", которое было роздано всем участникам семинара.

    На семинаре был проведен также опрос участников. Некоторые из его результатов уже свидетельствовали об активной поддержке акции педагогами из разных территорий России.

- Как Вы относитесь к проведению Акции? - положительно - (96,3%);

- Из каких источников Вы узнали о проведении семинара? - из письма Минобразования РФ - (87,4%);

- Что в проведении установочного семинара Вам понравилось? - заинтересованность организаторов; четкая организация и режим "мозгового штурма";  содержание, формы и методика проведения семинара; логика и ясность технологии проведения Акции.

- Что не понравилось? - не было обмена опытом по проведению таких семинаров в регионах; хотелось бы, чтобы в подобном семинаре приняли участие и специалисты комитетов по делам молодежи, лидеры общественных организаций и объединений; хотелось бы получить еще и видеоматериалы.

- Ваши пожелания - встретиться по окончании Акции и подвести итоги ее проведения; в финале в ВДЦ "Орленок" обязательно должны принимать участие педагоги-координаторы проектов.

Собираетесь ли Вы участвовать в Акции? - да (92,3%).

      Так и случилось. Все педагоги, принявшие участие в этом семинаре, стали вскоре в своих территориях консультантами, тренерами, методистами команд,   членами жюри региональных конкурсов социальных проектов.

Каждый проект дал возможность помочь ребятам понять, что в их возрасте уже можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, школе, микрорайоне, селе. Девизом проектной деятельности являлись слова: "Помогая окружающим, вы помогаете прежде всего себе".

В регионы было разослано Положение о проведении Акции, она получила свое нормативное и организационное оформление.

1 jhJK4N56l3

“Утверждаю”

Заместитель Министра

образования

Российской федерации

Е.Е. Чепурных

20.10.2000 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ

“Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ”

Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.  

    Становлению демократического государства, преодоление кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует система гражданско- правового образования.

      В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Перед образовательными учреждениями теперь встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения  разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Настоящее положение определяет статус, цели и задачи Всероссийской акции “Я – гражданин России” (далее – Акция).

    Учредителями Акции являются Министерство образования Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, “Учительская газета”, Самарский региональный Центр гражданского образования, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

        Акция будет иметь распространение в российских регионах, заявивших в оргкомитет о намерениях участвовать в ней.

   Координацию деятельности по проведению Акции осуществляет Всероссийский оргкомитет.

    Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКЦИИ

     Цель Всероссийской акции “Я – гражданин России”: формирование активной гражданской позиции, социализация учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества.

        Главное в Акции – понимание подростком важности гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне поселка, района, города, области и попытки найти и предложить свои варианты решения проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.

Задачи Акции:

- приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах;

- приобретение практического опыта, который усилит социальную компетенцию и предрасположенность к социально значимой деятельности школьников;

- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся;

- повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования на базе образовательного учреждения (общественной организации).

УЧАСТНИКИ АКЦИИ

          В Акции принимают участие команды обучающихся в возрасте 11 –16 лет.

        В Акции могут принимать участие команды образовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем поселке, районе, городе, регионе, стране.

    Взрослые (педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в Акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ

   Принимая участие в Акции, команды при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения; заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

      Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается проект и оформляется портфолио (раздел документов по данной проблеме).

     Портфолио — папка документов (документы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки и др.), которая представляется в жюри для детального анализа логики работы обучающихся по проекту. Каждая команда должна из всех материалов отобрать те, которые являются наилучшими доказательствами их исследования, разработки и реализации проекта.

     Работа над проектом завершается устной презентацией, где учащиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о результатах деятельности по проекту.

   Устная презентация – это выступление команды из 4-6 человек, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы других участников и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, областные, республиканские конкурсы Акции.

Проекты, ставшие победителями территориальных конкурсов, направляются во Всероссийский оргкомитет до 1 апреля 2001 года.

Этапы и сроки проведения Акции:

Первый этап (октябрь - декабрь 2001 г.)

- Создание Всероссийского оргкомитета Акции.

- Формирование региональных оргкомитетов управлениями образования субъектов Российской Федерации.

- Проведение информационных совещаний в регионах по организации Акции на местах.

- Обеспечение информационной поддержки Акции оргкомитетом совместно с региональными органами управления образования (выпуск и распространение положения об Акции в средствах массовой информации и др.).

- Выявление команд, желающих принять участие в Акции (в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, детских общественных организациях и объединениях).

- Проведение информационно-обучающего Всероссийского семинара по технологии социального проектирования на базе Самарского регионального Центра гражданского образования.

Второй этап (январь – март 2002 г.)

- Проведение Акции в субъектах Российской Федерации.

- Проведение конкурса проектов на местах. Конкурсы проводятся на трех уровнях: 1 – район; 2 - город; 3 – регион.

Третий этап (апрель 2001 г.)

- Всероссийский заочный тур. Представление лучших региональных проектов Всероссийский оргкомитет и их экспертиза.

Четвертый этап (июнь-август 2001 г.)

- Всероссийский финал Акции в ВДЦ “Орленок”. Сбор региональных победителей Акции, проведение защиты проектов, обмен опытом работы, разработка и защита межрегиональных проектов.

- Встреча в Кремле руководителей субъектов Российской Федерации, глав местного самоуправления городов и районов, в которых социально значимые проекты учащихся получили наибольшую поддержку и развитие.

ЖЮРИ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ

    Жюри региональных этапов формирует региональные оргкомитеты.

    Жюри Всероссийского этапа формирует оргкомитет Акции.

    Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов согласно критериям; определяет победителей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ

Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям:

-социальная значимость проблемы;

- актуальность и важность поставленных проблем;

- самостоятельность разработки проекта;

- реалистичность, экономичность;

- перспективность;

- результаты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ АКЦИИ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

    Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами управлений образования субъектов Российской Федерации.

    По итогам третьего этапа Акции все команды-участники награждаются свидетельствами, а победители приглашаются для участия в летней профильной смене во Всероссийском детском центре “Орленок” в июне-августе 2002 года.  

     Лучшие проекты будут опубликованы в сборнике “Всероссийская акция “Я – гражданин России”.

РУКОВОДСТВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИЕЙ

    Общее руководство Оргкомитетом Всероссийской акции осуществляется Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации (101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д.6). Тел.- (095) 925- 62-64, факс 924-69-89; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..-Калиш Ирина Викторовна.

     Общее методическое руководство осуществляет Самарский региональный Центр гражданского образования: 443111, г. Самара, Московское шоссе, 125а, к. 319. Тел./факс (8462) 517434, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. - Пахомов Владимир Петрович; межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”: 103012 Москва, ГСП2 Ветошный переулок, 13/15; е-mail: dimova@ ug.ru. Тел.(095)2003215, факс (095)9213025, Димова Ирина Георгиевна.

     На местах методическую помощь в организации и проведении конкурса осуществляют методические службы муниципальных органов управления образованием.

На заочный этап конкурса социальных проектов Всероссийской акции "Я -гражданин России" было представлено 142 проекта из 40 регионов России - победителей региональных конкурсов. Наиболее активное участие в Акции приняли образовательные учреждения и общественные организации Краснодарского края, Амурской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Нижегородской, Московской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Ульяновской, Челябинской областей, г. Санкт-Петербурга.

В связи с подготовкой финала Акции сроки поступления работ в оргкомитет отслеживались очень строго, поэтому, к сожалению, проекты, присланные не в срок, не рассматривались. В состав жюри входили специалисты, много лет работающие в области гражданского образования. Среди них руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования Пахомов В.П., заместитель главного редактора "Учительской газеты", исполнительный директор Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование" Димова И.Г., главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России Калиш И.В. заведующая лабораторией сравнительной педагогики РАО Воскресенская Н.М., учитель граждановедения школы № 102 г. Самары Филимошина О.Н., методист Управления образования Заволжского района Ульяновской области Шкробова М.А.

Жюри в соответствии с Положением отобрало для участия в финале 50 команд из 36 субъектов Российской Федерации. Так начался марафон Всероссийских акций «Я - гражданин России»…

 

1 jhJK4h3g4j5ik6uo1 jhJK4h343g4j5

С 1 по 20 июня 2001 года на Черном море, во Всероссийском детском Центре «Орленок» прошел финал I Всероссийской акции «Я — гражданин России»), где представили свои проекты 50 школьных команд из 36 субъектов Российской федерации.

У   Черного моря средь сказочных скал

Раскинулся наш "Комсомольский".

Здесь море, дельфины и старый причал,

И лагерь в бочонках приморский.

Средь чудных цветов и загадочных трав

Вершим мы дела большие,

Проходит у теплого моря финал

" Я - гражданин России".

Мы дети великой России

В дела обратим мечты,

Если не мы, то кто же?

Кто же, если не мы

Так поэтично выразила свои эмоции по поводу масштабной встречи молодых патриотов страны Н.Парамонова из города Фурманов Ивановской области.

Всероссийский финал Акции «Я — гражданин России» начался с официального открытия творческой смены в детском лагере "Комсомольский", где на площади Юности плечом к плечу стояли 500 талантливых юных граждан России, 50 консультантов команд и их новые старшие товарищи - педагогический коллектив "Комсомольского". Плавно над строем "проплыл" огромный флаг Российской Федерации. Вожатые проносили его над ребячьими головами, давая возможность каждому к нему прикоснуться, почувствовать себя частичкой такого большого государства как Россия.

1 jhJK445dfkjle

Группа руководителей финала I Всероссийской акции

"Я- гражданин России" в ВДЦ "Орленок"

Вдруг, в одно мгновение единый строй распался на группы ребят на поляне под надписями "Татарстан", "Нефтеюганск", "Калуга"... В «Орленке» собрались представители многих российских территорий, демонстрируя масштабы и многонациональность нашего государства. Всем участникам финала от имени оргкомитета были вручены майки, значки, свидетельства участников и буклеты Акции. На вечерних "огоньках", кострах ребята представляли визитные карточки своих команд, отражая особенности своей "малой родины", специфику своей команды.

Все представленные проекты были чрезвычайно интересны. Некоторые из них решали глобальные проблемы или вопросы актуальные для своего региона, такие как "Армия, которая нужна России" (сборная команда Кинель-Черкасского района Самарской области), "Историко-культурный центр "Кизица" (гимназия № 9 г. Казани), "Живи, Волга" (школа № 20 г. Ульяновска), "Безответственные родители-обездоленные дети" (финансово-экономический лицей г. Пензы), "Открытие Центра лежачих детей-инвалидов" (общественная организация "Юность Краснодара") и др.

Другие - проблемы микрорайона, села, школы: "Зеленый дом" ( гимназия № 4 г.Йошкар-Олы) - озеленение школы и прилегающей к ней территории, "Безопасный пес" (СШ № 204 г. Новосибирска), "Я - хозяин своей земли" (Дедуровская средняя школа Оренбургской области) - открытие сельской пекарни, "Дежурный класс" (гимназия №1 г.Новоуральска Свердловской области) и другие.

Список участников финала I Всероссийской акции

Образовательная организация

Название проекта

Территория

Руководитель

  1.  

Классическая гимназия г.Тула

Организация эколого-краеведческой деятельности в Тульской гимназии как направление экологического образования

Тульская область, г.Тула

Буколова Татьяна Петровна

  1.  

Школа-интернат для детей сирот г.Воронеж

Чистая вода

Воронежская область, г.Воронеж

Захаров Вячеслав Николаевич

  1.  

СОШ № 1 г.Острогожск

Социальная защищенность школьников

Воронежская область, г.Острогожск

Матвиенко Наталья Александровна

  1.  

Городская детско-юношеская общественная организация «Юность Краснодара»

Открытие центра лежачих детей-инвалидов

Краснодарский край, г.Краснодар

Величко Лариса Михайловна

  1.  

Центр детского и юношеского туризма г.Армавир

Проблемы зоны отдыха г.Армавира леса «Третья роща»

Краснодарский край, г.Армавир

Матошина Людмила Васильевна

  1.  

Гимназия № 12 г.Липецк

Образование личности — основа процветания России

Липецкая область, г.Липецк

Павловская Людмила Васильевна

  1.  

СОШ № 21 г.Тольятти

Милиция, которая нужна России

Самарская область, г.Тольятти

Калинина Жанна Александровна

  1.  

Объединенная команда СОШ
№ 6, СОШ № 91 г.Самара

Молодежь и секты

Самарская область, г.Самара

Шумская Елена Геннадьевна

  1.  

Объединенная команда СОШ № 102, СОШ № 124 г.Самара

Развитие массового спорта — здоровье и сила нации

Самарская область, г.Самара

Кузьминова Татьяна Владимировна

  1.  

Объединенная команда с.Кинель-Черкассы

Какая армия нужна России?

Самарская область, с.Кинель-Черкасссы

Старикова Ольга Михайловна

  1.  

Сборная команда СОШ № 107, 42, 69, 73, 72,409 г.Барнаула

Выявление зон повышенной антропогенной нагрузки

Алтайский край, г.Барнаул

Сбитнева Зоя Геннадьевна

  1.  

Областной центр детского творчества г.Оренбург

Не погасите луч надежды

Оренбургская область,
г. Оренбург

Балабанова Марина Валерьевна

  1.  

СОШ с.Александровка

Раны родной земли

Оренбургская область, с.Александровка

Артемова Антонина Николаевна

  1.  

СОШ с.Дедуровка

Я - хозяин своей земли

Оренбургская область, с.Дедуровка

Ротина Валентина Григорьевна

  1.  

МОУ «Лицей» г.Нефтеюганск Молодежное экологическое движение

Городской экологический парк

Тюменская область, г.Нефтеюганск

Копеина Любовь Ильинична

  1.  

Городской клуб самоопределения молодежи

Гражданский клуб «Нефтеюганск-2010»

Тюменская область, г.Нефтеюганск

Григорьева Лидия Павловна

  1.  

Чамзинская СОШ № 1 п.Комсомольский

Демография — настоящее и будущее

Республика Мордовия, Чамзинский р-он, п.Комсомольский

Труханова-Кузьминова Галина Анатоьевна

  1.  

СОШ № 10 г.Саров

Имею право

Республика Мордовия, г.Саров

Володько Наталья Валерьевна

  1.  

СОШ с.Пордзни

Социальная справедливость и солдатские вдовы

Ивановская область, с. Пордзни

Царева Вера Александровна

  1.  

СОШ № 8 г.Фурманов

Восстановление и оздоровление ландшафтов городской среды на примере школы № 8 г.Фурманов Ивановской области

Ивановская область, г.Фурманов

Парамонова Наталья Евгеньевна

  1.  

СОШ № 26 г.Санкт-Петербург

Акция «Анти-ВИЧ/СПИД»

г.Санкт-Петербург

Комарова Ирина Леонидовна

  1.  

Городской дворец творчества г.Санкт-Петербург

Островки памяти

г.Санкт-Петербург

Дятлова Светлана Николаевна

  1.  

СОШ № 208 г.Санкт-Петербург

Социальные гарантии и защита прав несовершеннолетних

г.Санкт-Петербург

Коровкина Ольга Михайловна

  1.  

СОШ № 618 г.Москва, Зеленоград

Хоспис

г.Москва, Зеленоград

Свириденкова Ольга Евгеньевна

  1.  

СОШ № 1161 г.Москва

Южное Бутово — наш родной край

г.Москва

Ридигер Ольга Николаевна

  1.  

СОШ Образовательный центр ОАО «Газпром» г.Москва

Провинциальная культура в духовном становлении людей

г.Москва

Соловей Лидия Ивановна, Зайцева Валерия Леонидовна

  1.  

СОШ № 27 г.Йошкар-Ола

Проблема табакокурения в молодежной среде

Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

Павловская Елена Александровна

  1.  

Гимназия № 4 г.Йошкар-Ола

Зеленый дом

Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

Чернышева Ульяна Вячеславовна

  1.  

СОШ № 1 г.Руза

Обустройство дворового комплекса силами подростков, проживающих в соседних домах

Московская область, г.Руза

Лысенко Татьяна Константиновна

  1.  

СОШ № 6 г.Реутов

Город Реутов - молодежи

Московская область, г.Реутов

Соенкова Елена Квэриевна

  1.  

Гимназия № 9 г.Казань

Историко-культурный центр «Кизица» Московского района г.Казани

Республика Татарстан, г.Казань

Мюллер Георгий Александрович

  1.  

Лицей «Школа менеджеров» г.Новомосковск

Россия начинается с моего дома, гражданин начинается с действия

Тульская область, г.Новомосковск

Ляпина Наталья Николаевная

  1.  

СОШ п.Силикатный

Сельский парк

Ульяновская область, Сенгиеевский р-он, п.Силикатный

Макарова Лариса Юрьевна

  1.  

СОШ № 20 г.Ульяновск

Живи, Волга

Ульяновская область, г.Ульяновск

Максимушкина Валентина Валентиновна

  1.  

СОШ № 14 г.Благовещенск

Создание школьного музея

Амурская область, г.Благовещенск

Картавцева Нина Ивановна

  1.  

СОШ № 25 г.Благовещенск

Аллея чести как средство формирования активной гражданской позиции молодежи

Амурская область, г.Благовещенск

Сосоновская Тамара Григорьевна

  1.  

Подболотная СОШ

Подболотье: вчера, сегодня, завтра

Вологодская область, с.Ляменьга

Куваева Нина Васильевна

  1.  

СОШ № 14 г.Череповец

Парк в Зашексинском районе

Вологодская область, г.Череповец

Луганская Светлана Валерьевна

  1.  

СОШ № 204 г.Новосибирск Детский клуб «Имею право»

Безопасный лес

Новосибирская область, г.Новосибирск

Балабушевич Галина Константиновна

  1.  

СОШ № 7 г.Кировск

Улучшение демографической ситуации в г.Кировске

Мурманская область, г.Кировск

Лазаренко Ирина Николаевна

  1.  

Гимназия г.Остров

Сохранение и использование культурного наследия островской земли

Псковская область, г.Остров

Колесник Валентина Алексеевна

  1.  

Областной центр творчества молодежи «Муравейник»

Проект создание сборника стихов юных поэтов «Моя Пермь — мое Прикамье»

Пермский край, г.Пермь

Сбитнева Вероника Борисовна

  1.  

Центр развития творчества детей и юношества СОШ с.Частино

Образование временного и постоянного буфета в Частинской средней школе

Пермская область, с.Частино

Кузнецова Елена Васильевна

  1.  

СОШ № 24 г.Брянск

«ПИР» (праздники, игры развлечения для детей, не посещающих детские сады)

Брянская область, г.Брянск

Сидорова Татьяна Джоновна

  1.  

Финансово-экономический лицей г.Пенза

Безответственные родители — обездоленные дети

Пензенская область, г.Пенза

Уланова Светлана Валентиновна

  1.  

СОШ № 13 г.Обнинск

Защитим березовую рощу

Калужская область, г.Обнинск

Савинова Инна Петровна

  1.  

Гимназия № 1 г.Новоуральск

Дежурный класс

Свердловская область, г.Новоуральск

Куликова Елена Владиславна

  1.  

Малоккуликовская СОШ г.Орел

Улучшение транспортного обслуживания населения

Орловская область, г.Орел

Матюхина Наталья Алесандровна

  1.  

Детский эколого-биологический центр

Голубые дали

Волгоградская область, г.Волгоград

Молоковских Марина Григорьевна

  1.  

СОШ № 30 г.Южно-Сахалинск

Судьба Сергея Стародубцева

Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск

Михеев Николай Борисович

После показа социальных проектов авторитетному жюри были выявлены команды-лидеры.

Среди них лучшим стал проект школьников из г.Обнинска Калужской области «Защитим березовую рощу».

 

Победителями I Всероссийской акции стали

 

Призовое место

Образовательная организация

Название проекта

Территория

1

СОШ № 13 г.Обнинск

Защитим березовую рощу

Калужская область

2

Малоккуликовская СОШ г.Орел

Улучшение транспортного обслуживания населения

Орловская область

3

Гимназия г.Остров

Сохранение и использование культурного наследия островской земли

Псковская область

4

Объединенная команда СОШ
№ 6, СОШ № 91 г.Самара

Молодежь и секты

Самарская область

5

СОШ с.Пордзни

Социальная справедливость и солдатские вдовы

Ивановская область

Ребята из Калужской области весьма оригинально построили защиту. Они выступали от лица экспертов: социологов, юристов, биологов и других специалистов.

Клинюшина Даша (группа социологов и журналистов)

Первым делом мы начали изучать проблемы, требующие решения. В наших списках было их немало: от глобальных, мирового масштаба, таких, как преступность, наркомания, коррупция, до локальных, городских, микрорайонных, вплоть до грязных подъездов и киосков, нарушающих покой жителей близлежащих домов. По словам известного политика и эколога Алексея Яблокова, "наши не только экологические, но и экономические и социальные беды не свалились с неба, а есть результат отсутствия гражданского общества".

Узнав о том, что мы занимаемся изучением проблем, к нам пришла Инна Петровна Савинова, житель микрорайона, мама одной из учениц нашей школы. Именно она предложила нам спасти прекрасную березовую рощу, находящуюся около нашей школы, в 38 микрорайоне. На месте этой рощи начали строить дом и планировали застроить всю ее территорию домами, гаражами, автозаправочными станциями. Изучив проблему, мы поняли, что она очень актуальна для нашего города и нашего времени, но, прежде всего, роща нужна нам. Мы здесь живем и здесь учимся. Был разработан план действий. Наш проект состоял из двух этапов:

1 этап - защитить рощу от вырубки и новостроек;

2 этап - благоустроить ее, сохранить как парк, чтобы роща могла служить нашим землякам долгие годы.

Чтобы претворить наши планы в жизнь, мы разбились на группы экологов, биологов, медиков, юристов, экономистов, журналистов, художников, которые изучали документы, экологическую обстановку, здоровье жителей 38 и 39 микрорайонов и т.д., то есть собирали информацию, необходимую для того, чтобы грамотно защитить рощу от уничтожения. Мы объявили конкурс сочинений и рисунков в защиту "зеленого друга". Также мы обратились через газету "Вы и мы" к главному архитектору города с вопросом, будет ли сохранен зеленый массив в 38 микрорайоне, на что получили утвердительный ответ.

А теперь представители различных групп расскажут о проделанной нами работе по защите березовой рощи.

Хапилова Анастасия (группа юристов)

Нашу работу над проектом мы начали с изучения документов. Мы знаем, что, решая любую проблему, нужно обратиться к законам, которые имеются в нашей стране, в районе и в данном городе. Мы так и сделали. И для начала мы обратились к самому главному закону - Конституции России. В ней мы нашли статьи, связанные именно с нашей проблемой -проблемой защиты березовой рощи. После мы обратились к Уголовному Кодексу РФ. Там мы также нашли статьи, имеющие отношение к нашему проекту. В Конституции РФ в первой и во второй главах в 9-ой статье говорится: "Земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории"; в 42-ой статье излагается: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Исходя из этого мы заявляем о своем экологическом праве.

Передерива Елена (группа биологов)

В нашем проекте перед командой стояли такие важные задачи, как выяснить, что собой представляет березовая роща; установить, какое количество диоксида углерода поглощает, и какое количество кислорода она выделяет; определить, какую роль играет березовая роща для людей с биологической точки зрения.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, надо было найти необходимую информацию. И мы ее нашли. Мы обратились к учителю биологии Селивановой Ольге Владимировне, вели исследования на уроках биологии, читали дополнительную литературу.

Мы знаем, что в нашем городе - городе мирного атома повышен радиационный фон и, кроме того, в связи с развитием города воздух постоянно загрязняется. Но, несмотря на повышенный радиационный фон и систематическое загрязнение, все же сохраняется относительное постоянство состава и чистоты воздуха. Почему? Благодаря тому, что большую нагрузку по очищению воздуха берут на себя зеленые насаждения города.

Возьмем наш микрорайон, в котором находится наша школа и березовая роща. Микрорайон находится в зоне риска, и частично березовая роща уберегает нас от непредвиденных ситуаций.

Мы подсчитали, что на территории березовой рощи в 38 микрорайоне насчитывается около 13 тыс. деревьев. В основном преобладают березы, также можно встретить дубы, осины, ели, очень большое разнообразие кустарников. Известно, что березы растут быстрее, чем ели и сосны. Но для того, чтобы вырастить взрослую березу понадобится не менее 20-25 лет. Стоит ли вырубать такое дерево?

Мы подсчитали, что только наша березовая роща, площадью 13 га, в солнечный день поглощает в среднем 3625 кг диоксида углерода и выделяет в среднем 2900 кг кислорода. Теперь мы знаем, что при сгорании 100 л. бензина расходуется такое количество кислорода, которое  один   человек   потребляет в течение года, а именно 1916 кг.

1 jhJK4hui

Группа социологов за работой: интервью у жителей микрорайона.

Деревья могут поглощать не только углекислый газ, но и пыль. Так вот, мы установили, что наша березовая роща за один год в среднем поглощает 687 кг пыли, а в сутки дает от 29 до 42 кг фитонцидов, при этом 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения многих вредных микроорганизмов во всем городе. Мы выяснили, что в городе в 1 куб.м воздуха содержится примерно 50-60 тыс. бактерий, а в роще, благодаря действию фитонцидов, было обнаружено около 200-300 бактерий, то есть в 220 раз меньше.

Все эти цифры свидетельствуют о том, что березовая роща играет значительную роль в жизни жителей двух микрорайонов и является зелеными "легкими" города. Березовая роща - это наш зеленый "друг", которого'следует уберечь от вырубки. Постараемся же сохранить "лес в городе и город в лесу" на долгие годы.

Морякова Катя(группа экономистов)

Наша главная задача заключалась в следующем: сделать все расчеты в рамках проекта. Для начала мы выявили площадь березовой рощи. Для этого нужно было идти в архитектурный отдел. Там, вместе с сотрудником отдела - Л.И.Чеботаревой, пользуясь картой, измерили площадь. По плану она составляла 14,5 га. Но на сегодняшний день она уменьшилась и стала -13 га, из-за построек трех домов, автозаправочной станции и магазина. Мы посчитали, сколько деревьев приходится на один квадратный метр, оказалось, что примерно одно дерево. Значит общее число деревьев - 13 тыс.

Посетив паспортный стол, мы узнали количество жителей 38 и 39 микрорайонов, оно составляет 14610 человек. Получается, что на одного человека не приходится даже по одному дереву. Тогда стоит ли вырубать деревья в роще?

Идеи по поводу защиты и благоустройства березовой рощи, мы решили обсудить с вице-мэром и председателем экологического комитета г. Обнинска Игорем Михайловичем Мироновым.

Когда мы ему рассказали о том, что хотим защитить рощу и окультурить ее, он пошел нам навстречу. Он нам пообещал, что больше там не будет построек, и сказал, что поможет в организации субботника, обеспечит нас посадочным материалом и машинами. Таким образом, мы пришли к убеждению о том, что нужно не только спасти от вырубки рощу, но и сохранить ее как парк.

1 jhJK4hui23

На приеме у председателя городского экологического комитета, а в последствии мэра Обнинска И.М. Миронова.

Что значит сохранить рощу как парк? Проложить дорожки по двум основным аллеям, длиной 750 метров, поставить скамейки вдоль каждой дорожки, хорошо бы установить фонари и урны, оборудовать три площадки для отдыха.

Мы составили примерную смету, где по нашим предварительным расчетам на все материалы и работы по благоустройству рощи необходимо более 400 тыс. руб.

Для того, чтобы сделать профессиональную смету, мы обратились в архитектурный отдел к главному архитектору г. Обнинска Павлу Александровичу Барсукову. Он дал распоряжение своим сотрудникам об оказании помощи школьникам в составлении сметы расходов.

№ п/п

Виды работ

количество

Стоимость единицы

Итого

1.

Асфальтирование дорожек

750 м.

466,7 руб.

35 000 руб.

2.

Установка урн

37 шт.

100 руб.

37 000 руб.

3.

Установка лавок

12 шт.

500 руб.

6000 руб.

4.

Установка фонарей

75 шт.

уточняется

5.

Обустройство мест для пикников

добровольчество

6.

Очистка территории рощи

добровольчество

7.

Установка кормушек, синичников

добровольчество

 

Обустройство березовой рощи

Мы очень надеемся и постараемся доказать, что наша роща имеет право на существование как парк, а жители микрорайонов имеют право на чистый воздух и отдых на природе.

Весь прошлый год мы работали над исследованием "Роза ветров г. Обнинска как критерий экологической экспертизы". Мы выяснили, что лес, который расположен в 38-ом микрорайоне г. Обнинска играет большую практическую роль в экологии города: от него круглый год дует на г. Обнинск свежий, целебно-оздоровительный ветер, что очень важно для здоровья людей города.

   Благодаря результатам исследования, установлено, что в г. Обнинске преобладают юго- западные и западные направления ветра. В этих секторах повторяемость ветра достигает наибольшего значения и в среднем составляет 41 %. Поэтому, в случае аварии на предприятиях, расположенных в этом секторе, способных выбрасывать в атмосферу химические или радиоактивные вещества, население г. Обнинска значительно пострадает. Наименее преобладающие ветра - это ветры северо-восточного направления, так как повторяемость в этом секторе достигает минимального значения и в среднем составляет 17 %.

Вместе с тем, ветры этого направления отличаются значительным непостоянством по повторяемости ветров. Если в зимний период года повторяемость ветра составляла 9%, то есть ветры этого направления отмечаются в течение 8 суток, то летом эта повторяемость увеличивается в 3 раза и достигает 27 %, то есть северо-восточный сектор становится вторым по опасности сектором после юго-западного.

Невольно напрашивается вывод, что в этом секторе можно строить потенциально опасные объекты, но следует ограничить их режим работы в летний период года. В этом северо-восточном секторе и находится наш лес, и именно этот лес положительно сказывается на здоровье жителей г. Обнинска, а особенно на людях, проживающих в 38-ом и 39-ом микрорайонах. Наряду с тем, что лес - это "легкие земли", от него на нас дует свежий, насыщенный кислородом ветер, который так необходим для жителей г. Обнинска. И особенно преобладание ветра со стороны леса наблюдается в летний период года, то есть тогда, когда оживает вся природа. И вырубить этот лес, мы компетентно заявляем, большая непоправимая ошибка.

1 jhJK4hui45

Школьники города Обнинска обращаются за поддержкой к общественности.

Миклашкова Ирина (группа медиков)

Перед нами стояла задача оценить экологическое состояние и состояние здоровья населения г. Обнинска, а также выяснить, как влияет на это обилие зеленых насаждений города. Мы договорились о встрече с заместителем директора СЭС С.Г.Каракуловой . Из разговора с ней мы выяснили, какие экологические проблемы существуют в городе и узнали, что самая главная из них - это состояние атмосферного воздуха. Нам стало известно, что СЭС проводится еще недельный контроль за состоянием атмосферного воздуха. За 2000 г. нестандартных проб обнаружено не было. Но большую роль в этом играет обилие зеленых насаждений города.

Раньше в городе было всего лишь около 400 автомашин, сейчас - около 14 тыс. А в состав выхлопных газов входит угарный газ, который может привести к тяжелым заболеваниям дыхательной системы, в том, числе и к раку легких. Мы знаем также о том, что угарный газ соединяется с гемоглобином крови человека, после чего наступает кислородное голодание организма, что приводит к росту заболеваемости населения.

А для полноценного потребления кислорода одному человеку требуется около 15-20 квадратных метров зеленых насаждений. В 50 - 70-е годы эта норма выдерживалась и наш город называли "городом в лесу" и "лесом в городе", и к каждому дереву относились очень бережно. Ученые считают, что если половину кислорода поставляет флора, остальное -фитопланктон.

Также немаловажными остаются: состояние водоснабжения, которому вредят выбросы с различных промышленных предприятий, канализационная система, построенная в 50-х годах и требующая срочной реконструкции и расширения, санитарная очистка города, обеспечение радиационной безопасности, поддержание в нормальном состоянии реки Протвы.

Лобанова Оксана (группа медиков)

Нерешенных проблем много. Все они могут влиять на состояние здоровья населения города. Нам известно, что за последние 10 лет ухудшилось здоровье детей и взрослых. Почти в два раза сократилась рождаемость, и во столько же увеличилась смертность жителей города. Из 38 характерных для города заболеваний произошел рост по 8. Но больше всего в группе заболеваний органов дыхания - ОРЗ, грипп, пневмония.

Наша школа находится в зоне риска, рядом с нашей школой находятся такие объекты, как хлебозавод, автозаправочные станции, база "Меркурий - Обнинск", молокозавод. Поэтому роща как естественная природа препятствует выбросам производств, что помогает предотвращать рост заболеваемости в нашем микрорайоне.

Клинюшина Даша (группа социологов и журналистов)

Участвуя в проекте "Защитим Березовую Рощу!" мы многому научились, ведь из-за нашей неопытности (это первый наш проект) наша работа поначалу была достаточно сумбурной, но в процессе разработки плана действий мы узнали, что существует множество городских и общественных организаций, в которые мы могли бы обратиться.

Собирая подписи и интервью, мы учились находить подход к людям, общаться с ними, получать нужную нам информацию. Обращаясь в МЧС к А.В.Пчелову , к главному архитектору П.А.Барсукову, вице-мэру Миронову Игорю Михайловичу, в СЭС к Каракуловой Светлане Григорьевне, в "Экофонд" к Треновскому Николаю Николаевичу и другим, мы учились налаживать деловые и партнерские отношения, приобретали некоторый опыт решения проблем.

 Мы сумели зажечь этой идеей учащихся нашей школы, также к нам присоединились и одинадцатиклассники. В процессе работы мы поняли, что в нашем городе есть очень много неравнодушных людей, как среди горожан, так и среди администрации.

Так например, мы встретились с Середкиной Ниной Германовной, начальником дружины "Обнинск", Могильнер Анной Александровной и наметили план совместных действий:

- 22 апреля, в День Земли, провести субботник совместно с клубом "Следопыт" по очистке зеленых массивов г. Обнинска.

- К 7 апреля вывесить скворечники и синичники в лесных насаждениях.

- В конце апреля - начале мая посадить деревья вокруг храма совместно с дружиной "Обнинск".

Мы надеемся, что эти встречи будут регулярными, и за ними последуют совместные проекты и дела.

В процессе подготовки и защиты проекта мы поняли, что, располагая нужной информацией, имея огонек в душе, а, самое главное, объединившись с неравнодушными людьми, связанными общей идеей, можно добиться очень многого.

После того как был выявлен суперфиналист, которым стала команда школьников из Обнинска, оргкомитет предложил уже сложившимся большим группам ребят, объединенных сходными по тематике проблемами взяться за разработку национальных проектов. Национальными эти проекты называются потому, что их проблематика актуальна для всех участников тематической группы, какую бы территорию России они не представляли. 

 Поистине национальный характер эти проекты приобретали в силу того, что над ними работали школьники из самых разных регионов Российской Федерации: с окраин страны и из центральных ее областей, из городов с миллионным населением и из небольших деревушек, а с другой стороны  проблемы проектов имеют общероссийское звучание. Педагогам-консультантам тоже было предложено влиться в эту работу, что расширило творческие возможности проектантов.

Получилось 5 объединенных команд в составе примерно по 100 человек ребят и 10 педагогов, координаторами которых стали методисты Самарского регионального Центра гражданского образования. В течение недели в ускоренном темпе (обычная работа над проектом занимает от 2-3 месяцев до года) участники финала отрабатывали новую технологию работы в больших коллективах в условиях временного пребывания детей в лагере, разрабатывая новые проекты, проходя все основные стадии работы над ними.

Здесь не было старших и младших - все участники разработки проектов были членами больших дружных команд. За время коллективной творческой деятельности появилось немало интересных предложений различным уровням власти, ярких вариантов презентаций проектов...

         Презентация национальных проектов показала целый ряд позитивных элементов работы большой команды: проекты в себе аккумулировали примеры анализа конкретной проблемы в целом ряде регионов страны, что существенно расширяло кругозор школьников, их понимание сложностей современного развития России.

        У учащихся появилось совершенно осознанное гражданское отношение к полифонии социально-экономических процессов нашего государства и своего места в обустройстве большой и «малой» Родины. Завершился финал защитой этих пяти интереснейших проектов:

 

- «Всероссийскому детскому Центру «Орленок» - экологическую поддержку и развитие»

- «Защита прав ребенка в школе»

- «Живи, окраина»

- «Как трудоустроить Россию молодую?»

- «Национальное самосознание и сохранение культурных памятников России»

         

В конце смены был проведен опрос школьников-участников акции об их мотивах работы над социальными проектами, впечатлениях о самой акции и ее финале.

***

.. .Что я в свои 16 лет? Не врач, поэтому не лечу, не учитель, поэтому не учу, не судья, поэтому не сужу.

Я ученица, поэтому учусь. Года четыре назад на этом я позволила бы себе поставить точку, но точка не ставится; сейчас моя жизнь - сплошные вопросительные знаки.

Только ли, у меня одной существуют затруднения, что-то не устраивает в окружающем мире? Способна ли я, маленький человек, изменить мир?

Оказывается, когда в работе не только язык, но и руки, и голова, ощущаешь себя деятельным человеком, который не зря читает книги, учится, и вообще наблюдает жизненные ситуации.

Я поняла, что рядом со мной есть много ребят, которых что-то волнует, тревожит, поняла, что надо начинать действовать и результат будет обязательно. Это всегда было самым сложным для меня: сделать первый шаг, не строить из себя ученого, и только думать (или делать вид, что думаешь) или демонстрировать решение технических задач, а реально показать на примере конкретного обдуманного действия, что возможно преобразование мира.

Поэтому необходима работа с проектом, где молодые люди, и я в том числе, будут являться субъектом реального действия. Считаю, что нам нужно больше общаться, встречаться с ребятами из других школ, городов и регионов для обмена мыслями, опытом, для совместных действий.

Наталья Рудакова,

г.Нефтеюганск.

***

...У нас в школе № 124 г. Самары нет отбоя от желающих участвовать в проектной деятельности. Проектами мы занимаемся 3 года. Это очень нужное и полезное дело. Проектная деятельность помогает увидеть, что нет безвыходных ситуаций. Нужно только вычленить из всего клубка проблем самую острую, собрать информацию, понять кто или что мешает ее разрешению, а также кто или что может тебе помочь в этом деле. Наметить конкретные шаги и приступить к их осуществлению. Но самое главное, что дал проект - это сознание и ощущение того, как здорово что-то делать не для себя, а для других. И как это здорово ощущать плечо друга, ощущать себя членом команды.

Здесь, в "Орленке", я подружился с ребятами из Южно-Сахалинска, Краснодара, Москвы. Это замечательные, увлеченные, умные, целеустремленные, надежные люди. Общаясь с ними, мечтая о завтрашнем дне страны, я понял: "Будущее у России есть!"

Кобелев Артем,

г.Самара

***

... Мы - ребята из разных школ города Краснодара, разрабатываем проект "Защита прав ребенка? Пожалуйста. У учителей рисования такая маленькая зарплата, что хорошие специалисты уходят из школы. Идут в дизайнеры, оформители в разные фирмы, даже в маляры, одним словом, туда, где больше платят. А страдают дети, потому что "рисовальные" часы отдают кому угодно и на что угодно. А когда дирекция школы сдает в аренду коммерческим фирмам свою площадь, а ученики кучкуются на оставшейся? Тут доказывать нечего. Разве это не нарушение наших прав? Мы у себя в Краснодаре почти уже воплотили в жизнь свой проект по созданию реабилитационного Центра для лежачих детей с ослабленным здоровьем. Столько себе шишек набили... Но зато 69 матерей совсем скоро получат возможность работать, их детям будет обеспечен надлежащий уход, а мы еще больше утвердились и окрепли в отстаивании прав детей. Так что мы еще поборемся.

Дмитрий Степанов, Алена Чало,

Василий Исханов, Влад Сильмаков,

Олеся Палагина,

г. Краснодар

***

... Вот и прошла защита проектов. Мы - команда г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа, защитили свой проект 4 июня. На конкурс было представлено очень много различных интересных проектов. Мне стало понятно, что ребят из разных уголков нашей необъятной Родины волнуют различные явления, происходящие в жизни страны и требующие серьезных решений.

Многие взрослые говорят, что наше поколение загублено, что будущего с такой "сменой" у страны нет! Да, я согласна, что в наше время в молодежной среде существует много негативных явлений, но также я хочу сказать, что здесь, в "Орленке", я убедилась в том, что очень много юношей и девушек готовы реально действовать, работать для того, чтобы наша Родина стала процветающей.

Для меня в этой акции было очень важно обменяться опытом с ребятами из других регионов и приложить все свои усилия к построению рационального проекта "Гражданский клуб "Россия- 2010", который бы консолидировал активную молодежь нашей страны для определения шагов, направленных на решение проблем в каждом регионе России.

Юлия Думанская,

г. Нефтеюганск.

***

... В нашем селе Дедуровка, что в Оренбургской области, 1500 человек жителей - это не так уж мало, а хлеб нам возят из Оренбурга. Разве это нормально? То перебои с привозом, то очереди. Да еще, по нашим подсчетам, дороговато обходится хлебушек сельчанам. Вот у нас и возникла мысль построить в селе небольшую пекарню. Вопрос проработали по всем позициям, по всем правилам социального проектирования. Ведь дело серьезное и ответственное - не в игрушки играть. И в результате - наша идея уже практически воплотилась в жизнь. Осталось дело совсем за малым. Иногда слышишь в свой адрес: не суйся, ты еще маленькая. А мы взяли и доказали, что уже не маленькие. Да еще какой вопрос решили - хлебный, главный! По-моему, ребенок не годами, а делами взрослеет. Спасибо "Гражданину!"

Наташа Приходкова,

Оренбургская обл.

       Итоги акции наглядно свидетельствовали об интересе к социальному проектированию педагогов и школьников из разных уголков России, их искреннем желании делом помочь местному сообществу. Поэтому Министерство образования Российской Федерации решило продолжить практику проведения подобных акций.