VII Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Hyfjn54k6j7l8f

C 27 июня по 4 июля 2007 года состоялся финал VII Всероссийской акции «Я — гражданин России». Он проходил в детском оздоровительном центре «Дмитриадовский» Ростовской области. Сюда приехали команды из 19 регионов России – от Камчатки до Брянской области, от Вологды до Северной Осетии, разработавшие и реализовавшие в своих регионах интересные и результативные социальные проекты. Впервые в финале конкурса участвовала делегация Ярославской области. Все финалисты – яркие представители различных территорий России. Они были отобраны оргкомитетом Всероссийской акции в ходе заочного этапа из более 200 команд-претендентов из 58 субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

Список участников финала Всероссийской акции

Название проекта

Образовательная организация

Территория

1

«Здоровые дети — будущее России»

СОШ № 20 г.Элиста

Республика Калмыкия

2

«Безопасный переход»

Станция юных натуралистов г.Моздок

Республика Северная Осетия - Алания

3

«Строительство ледового корта»

МОУ СОШ с.Шереметьевка

Республика Татарстан

4

«Дорога — жизненная артерия деревни»

МОУ СОШ д.Долгоостровка

Республика Чувашия

5

«Мы вместе»

МОУ гимназия № 4 г.Брянск

Брянская область

6

«Эхо войны»

МОУ СОШ № 1 г.Вытегра

Вологодская область

7

«Закон и мы»

МОУ СОШ № 1 г.Острогожск

Воронежская область

8

«Отсутствие спортивных площадок для занятий спортом в Николаевском поселении»

Николаевская СОШ

Камчатская область

9

«Живи, казачество»

СОШ с.Дедуровка, ДДТ

Оренбургская область

10

«Ладушки»

СОШ № 38 г.Орел

Орловская область

11

«Школьному музею — быть!»

СОШ с.Андреево-Меленьево

Ростовская область

12

«Защитим Каменный дол — памятник природы!»

МОУ СОШ № 2 г.Кинель

Самарская область

13

«Я тебя люблю»

СОШ № 9 г.Холмск

Сахалинская область

14

«Наполним жизнь радостью»

СОШ п.Пено

Тверская область

15

«Предотвратим трагедию»

СОШ с.Новоколомино

Томская область

16

«Освещение»

МОУ СОШ д.Воронино

Томская область

17

«Первые пеленки»

МОУ СОШ № 106 г.Челябинск

Челябинская область

18

«Сохраним озеро Загородное»

Станция юных натуралистов г.Ярославль

Ярославская область

19

«Мы это сделали»

ГОУ СОШ № 1301 г.Москва

г.Москва

20

«Живая память. Одноклассники»

Гимназия № 426 г.Санкт-Петербург

г.Санкт-Петербург

 

Все участники впервые оказались на ростовской земле. Ребят поразило множество виноградников, персиковых и ореховых деревьев, бескрайние синие просторы Азовского моря, на берегу которого располагался детский оздоровительных центр.

    После торжественного открытия клуб центра стал театрально-концертной площадкой. Каждая команда на смотре визиток ярко и эмоционально представила свои родные регионы. Визитки были продемонстрированы в самых различных жанрах: тут были танцы Калмыкии, песни Чувашии и Татарстана, веселые номера Самары и Орла, выступления агитбригад Челябинска и Сахалина, что составило пеструю мозаику нашей многоликой России. Благодаря этому вечеру подростки лучше узнали особенности каждого региона-участника акции, творческие возможности команд, а переживания за выступающих сблизили до этого едва знакомых мальчиков и девочек.

     В течении двух последующих дней шла защита проектов. Команды продемонстрировали членам жюри свои социальные проекты. Несколько работ были посвящены благоустройству территорий. Это проект «Безопасный переход», который подготовили юные натуралисты Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания.Ребята из Шереметьевской средней школы Нижнекамского района Республики Татарстан показали проект «Строительство ледового корта».

   «Дорога - жизненная артерия деревни» - так назвали свою работу ученики Долгоостровской средней школы Батыревского района Республики Чувашия. Проект «Отсутствие спортивных площадок для занятий спортом в Николаевском поселении» был выбран подростками из Николаевской школы Елизовского района Камчатской области. Ученики средней школы № 33 Орла представили проект «Ладушки». Проект «Освещение» был разработан в Воронинской школе Томской области. Школьники города Острогожска Воронежской области поставили перед собой задачу – повлиять на законотворческий процесс на муниципальном уровне. Этой проблеме была посвящена их работа «Закон и мы». Острые социальные вопросы и способы их решения были рассмотрены в проектах: «Здоровые дети – будущее России» (средней школы № 20 Элисты Республики Калмыкия); «Мы вместе» (гимназия №4 Брянска); «Я тебя люблю» (средняя школа №9 Холмска Сахалинской области); «Первые пеленки» (средняя школа № 106 Челябинска); «Предотвратим трагедию» (Томская область); «Наполним жизнь радостью» (Тверская область).

    Многих ребят тревожило состояние окружающей среды. Состояние экологии – это тема проекта «Защитим Каменный Дол – памятник природы», разработанного учениками школы №2 пос. Усть-Кинельский Самарской области. Воспитанники станции юных натуралистов г. Ярославля назвали свою работу «Сохраним озеро Загородное».

    Еще одно направление – благоустройство родной школы. Оно стало основой проекта московских ребят «Мы это сделали» (школа № 1301).

    Историко-краеведческая тематика была представлена в проектах: «Школьному музею быть» (Сухо-Сарматская средняя школа Неклиновского района Ростовской области); «Живая память - одноклассники» (гимназия № 426 Санкт-Петербурга); «Живи, казачество» (Дедуровская средняя школа Оренбургской области); «Эхо войны» (средняя школа №1 Вытегры Вологодской области).

   Участники финала акции не только защищали свои проекты, разрабатывали общий мегапроект, но и знакомились с достопримечательностями Ростовской области. Для них была организована историко-краеведческая экскурсия в город Таганрог. Школьники побывали в местах, связанных с именем Антона Павловича Чехова. Они посетили здание, где он родился и жил, а также дом, где располагалась лавка его отца. Эти исторические места до сих пор сохраняют колорит провинциального южного города середины XIX века. Подлинные экспонаты музеев позволили подросткам глубже окунуться в атмосферу той эпохи. Удивила своей красотой набережная города, где ребята впервые увидели уникальные солнечные часы. С удовольствием фотографировались они у памятника Петру I.

    Весь лагерь одновременно смог посетить выставку раздвижных стендов социальных проектов, представленных на финале акции. Члены делегаций задавали разработчикам интересующие их вопросы, знакомились с особенностями решения похожих проблем в различных регионах страны.

      После того как был проведен фестиваль проектов, жюри конкурса определило пять образцовых региональных проектов:

- Проект «Защитим Каменный дол — памятник природы!» - школа № 2 п.Усть-Кинельский, Самарская область.

- Проект «Эхо войны» - МОУ СОШ № 1 г.Вытегра, Вологодская область.

- Проект «Живи, казачество!» - Дом детского творчества СОШ с.Дедуровка, Оренбургская область.

- Проект «Освещение» - СОШ д.Воронино, Томская область.

- Проект «Здоровые дети — будущее России» - СОШ № 20 г.Элиста, Республика Калмыкия.

 

Работа над мегапроектом

   По традиции после определения лучших проектов участники финала погрузились в коллективную работу над мегапроектом финала VII Всероссийской акции. Методом мозгового штурма участники определили ключевую проблему проекта – «СМИ – лицом к акции». Она касалась недостаточного освещения средствами массовой информации идей и дел Всероссийской акции «Я – гражданин России».

   По мнению школьников, именно своевременное освещение гражданских инициатив молодежи в СМИ будет эффективно решать важнейшую задачу — усиления патриотического воспитания школьников, позволит шире распространить опыт социального проектирования во всех регионах России.

  В течение двух дней шла активная работа над мегапроектом. Ребята разделились на творческие группы. Социологи провели опрос по данной теме. Юристы проанализировали нормативно-правовые документы. Аналитики исследовали газеты и журналы. Группа экспертов взяла интервью у приглашенных специалистов.

   Анализ федеральных СМИ показал, что проблема действительно актуальна. Практически ни одно российское издание не публикует материалов о Всероссийской акции «Я — гражданин России». Страницы центральных газет и журналов изобилуют рекламой, описанием жизни «золотой молодежи» и звезд эстрады. Телепередачи также носят в основном развлекательный характер. Информацию, освещающую молодежные инициативы, можно фрагментарно увидеть только в политических программах и новостях.

   Участниками мегапроекта был разработан алгоритм действия каждой команды для решения этой проблемы на своих территориях. Были подготовлены статьи и репортажи для региональных СМИ, материалы для размещения на школьных сайтах, которые каждая команда смогла увезти в свои регионы. Также практическим вкладом самих участников финала в пропаганду идей акции стали создание фотолетописи VII Всероссийской акции, разработка и тиражирование флайеров об акции и конкретных делах школьников в регионах, пресс-релиза для федеральных средств массовой информации об итогах VII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

    Итогом этой работы стало составление писем-обращений участников акции в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, в Министерство культуры и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Важным организационным аспектом финала акции являлся мониторинг по определению лидеров социального проектирования, внесших наиболее весомый вклад в работу над проектом своей команды с целью выдвижения их на награждение премиями в номинации «Поддержка одаренной молодежи» в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование». При этом учитывались следующие параметры: лидер команды, разработавший лучший проект; степень участия в мегапроекте, разработанном в ходе финала Всероссийской акции; участие в делах отряда этой профильной лагерной смены.

   Данный мониторинг включал в себя созданный сотрудниками Самарского регионального Центра гражданского образования психолого-педагогический инструментарий по выявлению лидеров социального проектирования: анкету участников команд, анкету педагогов-координаторов школьных проектов, опросник членов жюри, анкету воспитателей и вожатых детского лагеря, на базе которого проводился финал Всероссийской акции. На основании полученных данных были выявлены кандидаты на получение федеральных премий. Ими стали 15 школьников – лидеров социального проектирования из различных регионов России.

 

Номинация «Гражданские инициативы».

Победитель: Голик Анна — СОШ № 1 г.Вытегра, Вологодская область.

Призеры: Рябухина Марина - СОШ с.Андреево-Меленьево, Ростовская область и Колпаков Денис — СОШ № 1 г.Острогожск, Воронежская область.

Номинация «Благоустройство территорий»

Победитель: Дрягина Елена — СОШ д.Воронино, Томская область.

Призеры: Овдиенко Нина — Станция юных натуралистов г.Моздок, Республика Северная Осетия — Алания и Садыкова Чулпан - МОУ СОШ д.Долгоостровка, Республика Чувашия.

Номинация «Социальные проблемы».

Победитель: Омарова Салихат — СОШ № 20 г.Элиста, Республика Калмыкия.

Призеры: Стрелкова Екатерина - СОШ с.Новоколомино, Томская область и Иванова Анастасия — СОШ № 106 г.Челябинск.

Номинация «Экология»:

Победитель: Башмак Олег — СОШ № 2 п.Усть-Кинельский, Самарская область.

Призеры: Ратниковова Екатерина — СОШ № 33 г.Орел и Журавлева Екатерина — СОШ п.Пено, Тверская область.

Номинация «Молодежные проблемы»:

Победитель: Прочанкина Евгения - СОШ с.Дедуровка, ДДТ, Оренбургская область.

Призеры: Серая Ольга — СОШ № 9 г.Холмск, Сахалинская область и Нечкин Михаил - Николаевская СОШ, Камчатская область.