XIII Всероссийская акция «Я - гражданин России» - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Сектор гражданского воспитания


Центр воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения Самарской области

Финал XIII Всероссийской акции проходил с 30 июля по 12 августа 2013 года в ФДЦ «Смена» на берегу Черного моря. На заочный тур были присланы 146 работ из 49 регионов. Жюри были отобраны 19 проектов для участия в финале акции.

Список команд-участников финала XIII Всероссийской акции

Название проекта

Образовательная организация

Территория

1

«Правильный выбор — успешный человек!»

МБОУ СОШ № 21 г.Элиста

Республика Калмыкия

2

«Восстановление нерестилища — уверенное будущее завтра»

МБОУ СОШ п.Николаевка

Камчатский край

3

«Бассейн»

МБОУ СОШ № 3 г.Бородино

Красноярский край

4

«Ты молод! Ты можешь! Ты поможешь?»

МКОУ СОШ № 6 с.Спицевка

Ставропольский край

5

«Мир интересных профессий»

МОУ СОШ № 62 г.Волгоград

Волгоградская область

6

«Школа безопасности»

МАОУ СОШ № 5 г.Дятьково

Брянская область

7

«Цена равнодушия — утрата памяти»

МОУ СОШ д.Ропша

Ленинградская область

8

«Мы плюс мы»

МБОУ СОШ № 1 г.Куровское

Московская область

9

«Памятник детям войны в Нововаршавке»

МКОУ Гимназия р.п.Нововаршавка

Омская область

10

«Через реченьку мосток»

МБОУ СОШ с.Толкаевка

Оренбургская область

11

«Трудовые династии — живая история района!»

ГБОУ СОШ № 1 с.Кинель-Черкассы

Самарская область

12

«Алло, гараж»

МБОУ СОШ № 26 г.Тольятти

Самарская область

13

«Чтобы помнили...»

МОУ СОШ № 17 г.Тверь

Тверская область

14

«Вас приглашает школьный киноклуб»

МБОУ СОШ д.Поросино

Томская область

15

«Каталог — Справочник по аллее памяти Пискаревского кладбища: у подвига нет национальности»

ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества г.Санкт-Петербург

г.Санкт-Петербург

16

«Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему»

ГОУ СОШ № 763 г.Москва

г.Москва

17

«Героям забвения нет»

МКОУ Лицей п.Кантемировка

Воронежская область

18

«Музейная прививка»

МБОУ СОШ № 28 г.Северодвинск

Архангельская область

19

«Спорт-это движение. Движение — это жизнь»

МАОУ СОШ № 25 г.Челябинск

Челябинская область

 

Представленные проекты посвящены сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны, милосердию и помощи людям с различными проблемами, межнациональной толерантности, защите окружающей среды, проблемам молодежи, благоустройству территории.

      Среди них жюри выделило ряд проектов, которые весьма технологично, предельно четко и целенаправленно решали насущные проблемы родных территорий. Вот лишь некоторые из них.

           Проект «Чтобы помнили...» МОУ СОШ № 17 г.Тверь.

     Тема проекта тверских школьников появилась благодаря их участию в международном проекте «Западная Двина - Даугава» совместно со средней школой № 95 г. Риги (Латвия). В декабре 2009 года состоялась первая поездка тверских школьников в Ригу. Участие в этом проекте предполагало изучение традиций, культуры, истории двух стран. Школьники побывали во многих музеях Риги. Но особенно поразило их посещение «музея оккупации», экспозиция которого была посвящена очернению советского присутствия в Латвии, приравнивавшееся к фашистскому режиму военных лет. Ребята испытали острое чувство несправедливости, горькой обиды за 156 тысяч советских солдат, отдавших жизнь за освобождение Латвии.

   О результатах поездки школьники рассказали на «круглом столе» общественных организаций региона. И здесь им предложили принять участие в экспедиции «Вдали от Родины». Так появился школьный проект и появилось еще одно направление - «Великая Отечественная война на территории Прибалтики», который получил название «Чтобы помнили...».

       Участники инициативной группы определили цель проекта - в год 70-летия освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков, собрать информацию о тверитянах-героях, участниках Великой Отечественной войны, погибших и захороненных в Латвии, и сделать все для увековечения их памяти, сохранив их для истории. Таким образом, ребята поставили перед собой серьезную задачу - найти и посетить места захоронений воинов-героев в Латвии, а также установить памятные доски в тех городах Тверской области, где они родились.

       Прежде всего, участники проекта занялись изучением законодательной базы Российской Федерации в части содержания воинских захоронений и братских могил, а также международные документы и соглашения, которые подписаны Россией и Латвией о статусе захоронений.

 Этапы проекта включали в себя разнообразные акции: участие в презентации школьных музеев, в тверском городском молодежном форуме «Патриот Отечества», работа с деловыми партнерами и единомышленниками. Составив смету школьники нашли спонсоров и таким образом, решили проблему финансирования проекта. Были поездки в Ригу, где были собраны сведения о воинских мемориалах в Латвии, и Елгаву, за освобождение которой отдали жизнь 2300 советских солдат и где был похоронен земляк - Герой Советского Союза Николай Быков. Ребята нашли его могилу, расчистили и привели в порядок прилегающую территорию. Состоялась и поездка в Республику Беларусь, где захоронены 15 Героев Советского Союза - уроженцев Тверского края. Участники проекта не только посетили мемориалы, но и собрали сведения о подвигах павших земляков.

   Основные этапы проекта освещались в газете «Тверская жизнь». Ребята поддерживали контакты с сотрудниками Тверского государственного объединенного музея и Фировского районного краеведческого музея. В этом музее участники водной экспедиции торжественно открыли мемориальную доску, увековечивающую память о Героях Советского Союза - уроженцах Фировского района, и передали в музей запечатанную гильзу с землей, привезенную из Елгавы. Эта земля полита кровью советских солдат, отдавших жизнь за свободу Латвии.

      По итогам проекта учащиеся оформили выставку-отчет в школьном музее, выступили с докладом на межвузовской конференции в Тверском государственном университете и на Тверском областном молодежном форуме «Я - патриот». О своем социальном проекте «Чтобы помнили...» ребята рассказали в нескольких статьях на страницах газеты «Тверская жизнь», на школьном сайте в Интернете.

       Проект «Мы плюс мы» МБОУ СОШ № 1 г.Куровское, Московская область.

     Участниками этого проекта была выбрана проблема, отражающая напряженные отношения между людьми разных национальностей.

     Ребята задумали выйти со своим проектом за рамки школы и провести масштабное мероприятие среди школьников города - фестиваль «Дружба народов». Школьники провели анкетирование жителей микрорайона и учащихся и решили сообща «соткать большой ковер толерантности». Итоги проекта показали: повысился уровень межкультурных знаний школьников, снизилось число конфликтных ситуаций между детьми разных национальностей, наладились добрые взаимоотношения между учениками, в школе и прилегающих микрорайонах созданы условия, способствующие межкультурной толерантности.

Авторы проекта помогли своему классному руководителю подготовить и провести классный час «Мы плюс мы». Цель его - научить подростков общаться друг с другом, уважать мнение собеседника, понимать уникальность любого человека. Занятие проходило под лозунгом «Вместе мы лучшие!». Сообща выяснили, в чем смысл этого названия. Человеческое общество интересно своим разнообразием. Оно везде, в том числе и в природе. И это делает мир ярче, интереснее, и такое разнообразие нужно беречь.

     Проект «Восстановление нерестилища - уверенное будущее завтра» МБОУ СОШ п.Николаевка, Камчатский край.

        Камчатка, окраина России, знаменита не только своей прекрасной природой, вулканами и гейзерами, но неисчерпаемыми рыбными богатствами. Населяя океан, лососевые в определенный период устремляются к Камчатке и входя в ее реки для нереста. Однако в последние десятилетия экономическое значение камчатских рек падает - рыбы становится все меньше. Одна из причин - неконтролируемый лов и браконьерство - в значительной степени устранена, однако более серьезны вред камчатским рекам приносят загрязнение рек промышленными бытовыми отходами, нерачительное хозяйствование на их берегах.

     В своем проекте школьники решили помочь восстановить Николаевское нерестилище, очистить водоем и территорию, прилегающую к Николаевскому нерестилищу. «Это наше будущее и будущее наших детей», - написали они в своем портфолио. Ведь добыча и переработка рыбы - важнейшая отрасль экономики Камчатки. Социологические исследования, которые провели учащиеся, подтвердили злободневность и актуальность проблемы для села Николаевка, а также и всего Камчатского края.

    Авторы проекта обратились к главе Николаевского поселения, к государственному инспектору отдела контроля и надзора за водными ресурсами и другим компетентным специалистам. Они составили смету по реализации проекта, она составила 18 900 рублей. Было привлечено внимание не только властей, которые поддержали этот проект, но и большую группу граждан (школьники распространили листовки, буклеты, плакаты).

     Между администрацией Николаевского сельского поселения и инициативной группой школы был заключен договор о социальном партнерстве. Сельская администрация активно помогала в осуществлении проекта: были выделены машины для вывоза мусора с территории нерестилища; предоставлена техника для строительства насыпей около нерестилища.

     В итоге были очищены водоем и территория, прилегающая Николаевскому нерестилищу, сделано заграждение, размещены щиты с призывом сохранять в чистоте водоохранную зону. А уже администрация поселения подписала договоры о сотрудничестве с заинтересованными организациями по восстановлению нерестилища.

      Проект «Трудовые династии - живая история», ГБОУ СОШ № 1 с. Кинель-Черкассы, Самарская область.

          Ученики школы № 1 Кинель-Черкасского района Самарской области подготовили проект «Трудовые династии живая история района. Вот как они аргументируют свой выбор: «Многовековые трудовые традиции стали основой нашего государства. Наш Кинель-Черкасский район в 2013 году отмечает 85-летие со дня своего основания. Юбилей района, - это праздник для каждого нашего жителя, каждый своим трудом вносит свой вклад в успехи района. Его процветание - заслуга в том числе и трудовых династий, которых раньше мы знали немало, а сегодня о них стали забывать».

Приступая к исследованию проблемы, члены команды изучили нормативную базу: Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, Труд вой кодекс РФ, Устав Самарской области, Закон Самарской области о наградах и другие документы. Юридическая подготовка помогла им установить рамки своей деятельности.

     Инициативная группа команды провела социологический опрос. Один из вопросов звучал так: «Знаете ли вы, что такое трудовая династия?» На него большая часть молодежи не смогла ответить. Ребята узнали, что в Самарской области нет документа, который позволял бы выявлять трудовые семьи, работающие на местных предприятиях, а затем поощрять лучшие из них, как это делается в других регионах.

      Школьники распространили анкету среди жителей своего села и в учебных заведениях. Все участники опроса были единодушны в одном: трудовые династии необходимо поощрять. По мнению респондентов, для определения трудовых династий необходимо было учитывать такие критерии: наличие «семейной» профессии, число членов семьи в нескольких поколениях, посвятивших себя одному делу или предприятию, успехи в труде, количество проработанных лет, отношение к делу, инициатива, творчество, наличие наград.
Авторы проекта обратились к председателю собрания представителей Кинель-Черкасского района С.О. Редько. Он согласился, что проблема эта актуальна для района, потому что сегодня престиж труда, особенно рабочих специальностей, значительно снизился.

    В итоге была создана программа мероприятий, направленная на поднятие престижа и сохранение семейных трудовых династий. По инициативе ребят в редакции газеты «Трудовая жизнь» был опубликован цикл статей о семейных трудовых династиях Кинель-Черкасского района. На районной телестудии прошел репортаж «Труду - и слава, и почет!» В кинель-черкасской школе № 1 были проведены конкурсы рисунков и плакатов, круглый стол «Труд всегда в почете». Ребятам удалось поднять интерес власти и населения, особенно молодежи, к своим землякам, к трудовым семьям, к современным профессиям, которые помогают трудящимся района создавать богатство местных предприятий и приносят благополучие в сел.

       Проект «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему» ГОУ СОШ № 763 г.Москва.

 В 2012 году ученики старших классов московской школы № 763 осуществили проект, который помог решить важную проблему - они помогли установить пешеходный переход в наиболее опасном месте дороги у школы. До этого, чтобы попасть в школу, взрослым и детям приходилось не переходить, а перебегать довольно оживленное шоссе. И хотя о необходимости специально обозначенного перехода говорили давно, но все оставалось по-прежнему. Вот тогда ребята и разработали свой проект «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему!». Им удалось добиться положительного результата. Переход был установлен.

Однако в новом учебном году подобная проблема возникла снова, так как в сентябре сентябре начальная школа переехала в другое здание, к которому нет удобного подъезда для автотранспорта. Все машины, которых родители подвозили детей, сосредоточились в одном узком месте. Оттуда нет выезда на основную трассу. Машины въезжают на тротуар, чем создают аварийную ситуацию и подвергают опасности жизнь жителей микрорайона, детей, родителей, идущих в школу. И тогда ребята создали второй проект с таким же названием - «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему-2». Цель проекта - добиться взаимодействия с управой района Лосиноостровский и убедить ее руководителей в необходимости изменить ситуацию, создавшую трудности и для детей, и для родителей, и для местных жителей.

    Ребята подошли к делу серьезно, изучили правовые документы по данной проблеме, Правила дорожного движения РФ в редакции от 30 января 2013 года, где прямо сказано: «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам». Значит, в сложившейся у школы ситуации правил движения машин нарушаются и вмешательство необходимо. Ребята изучили план местности и проезжих дорог по улице Малыгина, провели фотосъемку, собрали статистическую информацию, изучили мнение учащихся, учителей, родителей, жителей домов по данной проблеме.

      Оказалось, что большинство учащихся начальной школы и значительная часть учащихся 5-9 классов ежедневно привозят к школе на автотранспорте. В итоге во двор домов 14, корп. 1 и 2, ежедневно въезжали утром 194 машины, и в среднем 160 машин выезжали после уроков. Движение здесь не имело выезда на основную дорогу, поэтому автомобили выезжали на тротуар, чем создавали аварийную ситуацию. Участникам проекта было известно, что жители обращались в управу с жалобой, на то, что это транспорт создавал пробку для их школьного транспорта, но ничего не было сделано.

     Школьники нашли выход: они предложили оборудовать выезд через пожарный проезд от дома № 14 на ул. Малыгина. После сбора информации участники проекта обратились к главе управы района Лосиноостровский В. Крамару с предложением организации движения автотранспорта вокруг школы.

     Администрация с серьезностью отнеслась к проекту школьников, их предложение было рассмотрено. Окружная комиссия по безопасности дорожного движения приняла решение оборудовать дополнительный выезд через пожарный проезд у дома № 14 по ул. Малыгина в 2013 году. Цель проекта была достигнута. Так школьники - участники социально значимого проекта смогли решить проблему, которая серьезно беспокоила местных жителей и родителей учащихся.